В прокат вышла комедия Ильи Учителя "Огни большой деревни"
Юный Федя (Кирилл Фролов) живет в крошечном райцентре и работает одновременно кассиром, билетером и киномехаником в дышащем на ладан кинотеатре "Родина". Новых фильмов туда давно не привозят, поэтому редкие гости довольствуются просмотром советской классики - на рукописных афишах кинотеатра в текущем репертуаре наличествуют "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии и "Гамлет" Григория Козинцева. Между тем у свежеизбранного мэра города (Юрий Быков) на это помещение имеются свои меркантильные планы - он спит и видит, чтобы вместо кинотеатра там открылся магазин шуб. Чтобы избежать закрытия "Родины" и привлечь на просмотры местное население, Федя вместе с энтузиастами решает снять собственное кино - причем изначально сценарий "деревенского блокбастера" выглядит парафразом "Сумерек", но ближе к делу замысел мутирует и превращается в вольный ремейк "Мачете". Очень кстати оказывается появление в городке артиста Дюжева (Дмитрий Дюжев в роли самого себя) - его за пьяный дебош высаживают из поезда. Так у самодеятельного фильма появляется звезда в главной роли. Сын Алексея Учителя Илья взялся снимать свои "Огни большой деревни" в 24 года. Это его полнометражный дебют. Знать эту информацию будет вовсе не лишним всем, кто собирается смотреть фильм. Чтобы при просмотре к картине отпали многие претензии. Или, наоборот, - чтобы смотрели с любопытством. То, что дебют вышел не слишком уверенным и ровным, - очевидно. Сценарий "Огней" пестрит алогизмами и нелепыми поворотами сюжета. Персонажи тут не слишком убедительны и харизматичны. Количество действительно смешных шуток стремится к нулю. А сам процесс съемок "фильма в фильме" показан донельзя условно. Но если посмотреть на "Огни большой деревни", как на сборник этюдов начинающего режиссера, своего рода упражнения в прекрасном, которые необходимы для того, чтобы в дальнейшем снимать вменяемое кино, то это зрелище уже не кажется совсем безнадежным. Отрадных моментов тут по крайней мере два. Первый - в нашей стране выпускники ВГИКа пытаются снимать кино, которое было бы одновременно синефильским и зрительским. "Огни большой деревни" обильно цитируют и пародируют как советское, так и западное кино. Но эта цитатность не высоколобая и эстетская, а вполне демократичная - объекты цитирования вполне узнаваемы для самого широкого круга зрителей. Второй момент - это наличие в картине Дмитрия Дюжева. Предыдущие выходы артиста комедийном амплуа были сущей катастрофой - ни "Вождя разнокожих", ни тем более "Беременного" смотреть без обезболивающих препаратов было невозможно. А в "Огнях большой деревни" Дюжев доказывает, что все-таки может органично существовать в комедийном жанре. Тут он играет пародийную версию самого себя - страдающего звездной болезнью пополам с алкоголизмом столичного артиста, которого удается заставить сниматься в безбюджетном фильме провинциалов, предварительно связав и дав снотворное. Невооруженным взглядом видно, что Дюжев получал от работы явное удовольствие. Это самым положительным образом сказалось на финальном результате - роль в "Огнях" стала едва ли не самым удачным появлением актера на большом экране за последние пару лет. Таких дебютов в нашем кино должно быть куда больше, чем сейчас: из них и должно еще вырасти что-то путное Фильм Учителя-младшего - со всей его нескладностью и огрехами - служит тем не менее симптомом того, что российская киноиндустрия движется в верном направлении. Понятно, что у каждого режиссера свой путь и почерк, но куда лучше, если дебютанты набивают первые шишки на таком вот жанровом материале, а не пытаются с первых же фильмов "пасти" народы и снимать псевдоинтеллектуальный фестивальный мрак. На самом деле таких дебютов, как дебют Учителя-младшего, в нашем кино должно быть много, куда больше, чем сейчас, потому что это нормально, когда молодой режиссер хочет прославиться недорогой динамичной комедией с большой звездой в главной роли. И нормально, когда из нескольких десятков таких дебютов потом вырастает один-два хороших режиссера. Но так как никаких "нескольких десятков" заметных дебютов в кино у нас пока на горизонте нет, разумнее беречь то, что имеем. Или, по крайней мере, не растаптывать то, из чего потенциально вполне может вырасти что-то путное. А если повезет, так и вовсе - разумное, доброе, вечное.