Расписание недели
2 – 9 февраля выставка Шедевры Византии Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке 7 февраля -- 9 апреля Последнее прости Года Греции в России -- византийские иконы, рукописи и предметы культа из Византийского и христианского музея в Афинах, Музея Бенаки и собрания Эмилиоса Велимезиса -- Христоса Маргаритиса. концерт Wardruna Клуб YotaSpace 4 февраля, 19.00 Норвежский фольклорный проект Wardruna -- не просто "реконструкторы" в странных одеждах. Музыканты действительно восстанавливают старые инструменты, изготавливают новые по историческим чертежам и используют любую возможность, чтобы минимизировать электронную обработку звука, подать свои композиции в наиболее приближенном к аутентичному виде. Именно этот тщательный и аккуратный подход привлек к Wardruna внимание создателей сериала "Викинги", для которого они написали музыку вместе с композитором Тревором Моррисом. Гости концерта в YotaSpace -- шведская группа Forndom и наши соотечественники Nytt Land. спектакль Анданте + Карусель перформансов Центр им. Вс. Мейерхольда (Большой зал) 5 февраля, 20.00 Режиссер и перформер Федор Павлов-Андреевич упаковал в один вечер программу небольшой личной биеннале. Первая часть -- экскурсия по его же собственным перформансам последних лет, своего рода обзор всевозможных сочетаний поэзии, фантазии и провокации на пространстве от МКАД до Сан-Паулу. Вторая часть -- премьера постановки по пьесе матери режиссера, выдающегося драматурга Людмилы Петрушевской "Анданте". Пьеса, написанная в 1975 году,-- достаточно редкий для русской традиции образец того, как обаятельно и страшно может мутировать повседневный язык, превращаясь при этом в литературу. Павлов-Андреевич соединяет тему пьесы с возможностями провокативного перформанса и ставит "Анданте" как "драмтанец" с персонажами, мутировавшими во все еще человекообразных, но уже очень экзотических существ. выставка Наив... Но / Сотворение мира Московский музей современного искусства на Петровке 2 февраля -- 1 мая Две выставки, сделанные ММСИ совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства к V Московскому международному фестивалю "Фестнаив", представляют, как говорится, широкую панораму в глубоком историческом разрезе. Широкую, потому что работы наивных, воскресных, самодеятельных, непрофессиональных -- нужное подчеркнуть -- художников взяты из 25 музеев и центров народного творчества России, от Коми до Омска. В глубоком, поскольку современников перемешают с классиками наивного искусства вроде Анри Руссо, Нико Пиросмани, Ивана Генералича и Павла Леонова, а также с хитроумными поклонниками "примитива" из профессионалов, от Давида Бурлюка и Наталии Гончаровой -- до наших дней. мультфильм Лего Фильм: Бэтмен с 9 февраля Продолжение приключений скандинавского конструктора на большом экране в 3D. "Лего Фильм", первая серия новой франшизы, собрала по всему миру полмиллиарда долларов, триумфально вернув студию Warner Brothers в большую гонку за аудиторию анимационных блокбастеров. Воодушевившись успехом, продюсеры запустили одновременно сразу три продолжения: "Лего Фильм: Бэтмен", "Лего Фильм: Ниндзяго" и просто "Лего Фильм 2". На этот раз лего-вселенную от лего-джокера и других лего-злодеев будет спасать лего-бэтмен со своим приемным лего-сыном, которого он в образе благообразного миллионера Брюса Уэйна по рассеянности усыновил на светском рауте. фильм Лес для деревьев Кинотеатр «Пионер» 10 февраля, 21.30 За неделю до прокатной премьеры в России фильма "Тони Эрдманн" (приз ФИПРЕССИ в Канне, номинация на "Оскар") кинотеатр "Пионер" устраивает небольшую ретроспективу немецкого режиссера Марен Аде. "Лес для деревьев" -- ее полнометражный дебют, снятый на небольшую цифровую камеру еще во время учебы в киношколе, когда Аде, как и ее героине, было 27 лет. Фильм рассказывает о молодой учительнице, которая, переехав в новый город, не может найти общий язык ни с учениками, ни с коллегами, ни с соседями. В 2003 году "Лес" получил спецприз жюри на кинофестивале "Сандэнс", сразу же сделав Марен Аде лидером младшего поколения режиссеров "берлинской школы" -- главного художественного направления в новом немецком кино. Следующий ее фильм, "Все остальные", снятый через шесть лет, получил гран-при жюри и "Серебряного медведя" за режиссуру в Берлине в 2009 году. "Тони Эрдманн" -- ее третья картина. фильм Евангелие от Матфея Государственная Третьяковская галерея (Инженерный зал) 10 февраля, 19.00 Показ классической ленты Пьера Паоло Пазолини, получившей приз жюри на кинофестивале в Венеции в 1964 году, состоится в рамках только что начавшейся ретроспективы "Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино", в которую вошли редкие архивные фильмы, в том числе работы таких режиссеров, как Эрманно Ольми и Роберто Росселлини. В "Евангелии от Матфея" марксист Пазолини показывает Христа как настоящего революционера, снимая библейский сюжет почти в хроникальной манере. Роль Богоматери режиссер доверил собственной матери, а на роль Христа первоначально планировал пригласить молодого советского поэта Евгения Евтушенко, который оставил об этом эпизоде яркие воспоминания. В итоге Христа сыграл 19-летний испанский студент Энрике Ирасоки. А в роли апостола Филиппа можно увидеть 24-летнего Джорджо Агамбена, ныне одного из самых крупных итальянских философов. опера Турандот Геликон-опера (зал «Стравинский») 3, 4 и 5 февраля, 19.00 Один из самых красивых сюжетов мирового искусства -- одновременно и один из самых безжалостных. Принцесса-сфинкс со своими смертоносными загадками, жертвами которых становится любой человек, неосмотрительно подошедший слишком близко к главным героям: Дмитрий Бертман ставит "Турандот" с яркой интернациональной командой и обещает, что история будет совсем не безобидной безделушкой-шинуазри. Недаром режиссер отказывается от идиллического финала, придуманного учеником Пуччини после смерти автора. В постановке Бертмана спектакль завершится самоубийством влюбленной в Калафа рабыни -- именно на этом месте обрывается оригинальная партитура, и здесь завершал спектакль Артуро Тосканини в премьерной постановке 1926 года. За дирижерским пультом "Геликона" -- маэстро Владимир Федосеев, и это его первая (!) сценическая, а не концертная оперная постановка в России. фильм На пятьдесят оттенков темнее с 9 февраля Популярность книги "50 оттенков серого", родившейся из фанфика к литературному сериалу "Сумерки", претендует на статус одной из главных загадок XXI века. Разумеется, после ошеломительного коммерческого успеха права на экранную адаптацию книги Э.Л. Джеймс вместе с двумя ее продолжениями немедленно купили в Голливуде. Разумеется, экранизация первой части трилогии стала лидером по количеству "Золотых малин", выиграв в пяти номинациях, в том числе -- худшие актер и актриса года (Джейми Дорнан и Дакота Джонсон). Разумеется, в продолжении мы снова увидим их на экране. Любопытно другое: вторую часть снял режиссер Джеймс Фоули, автор действительно хороших фильмов "Гленгарри Глен Росс" и "В упор". выставка Эдуард Штейнберг. Если в колодце живет вода... Московский музей современного искусства на Гоголевском 6 февраля -- 19 марта Ретроспектива к 80-летию Эдуарда Штейнберга (1937-2012) составлена исключительно из графики -- рисунков, акварелей, гуашей, коллажей. Графику принято считать "творческой лабораторией" художника -- лабораторные опыты, делавшиеся на протяжении 50 лет, с 1960-го по 2011-й, покажут, как Штейнберг выводил новый вид супрематизма, скрещивая реальность, метафизику и геометрию. фильм Прекрасные дни в Аранхуэсе с 9 февраля Новый фильм Вима Вендерса — экранизация одного диалога. Мужчина и женщина сидят в беседке и разговаривают о любви и жизни, позади них сидит писатель и придумывает их диалог: его ложащиеся на лист слова тут же произносят персонажи. Фильм, замешанный на тежеловесных репликах и аллюзиях к Эдемскому саду, разбавленных музыкальными паузами (однажды даже сам Ник Кейв с роялем материализуется в кабинете и исполняет балладу о любви и страдании), выглядит как репрезентация не столько текста или творчества, сколько мучительного творческого тупика. Василий Корецкий о «Прекрасных днях в Аранхуэсе» Вима Вендерса