Black Sabbath: последняя точка в готическом круге
Александр Кан обозреватель по вопросам культуры В субботу, 4 февраля, Black Sabbath дают в своем родном Бирмингеме последний концерт своего последнего турне. Турне так и называется - The End Tour, и этим концертом легендарная группа завершает свою почти полувековую историю. Как черные всадники Апокалипсиса, ворвались в британский рок в 1969 году четверо парней из индустриального Бирмингема. Главными настроениями эпохи были любовь и мир, flower power (власть цветов) и радужный психоделический гедонизм, запущенный "летом любви" 1967 года. В перенасыщенным металлургическими заводами Бирмингеме цветов было мало. Ярких радужных красок еще меньше. Много было черного чугуна, тяжелого, гулкого грохота металлургических прессов и заводов, заводов, заводов… На одном из этих заводов еще совсем юношей, почти подростком, будущий основатель группы гитарист Тони Айомми потерял верхние фаланги указательного и среднего пальцев своей правой руки. В отличие от выпускников частных школ, престижных университетов и художественных колледжей, составлявших львиную долю британской рок-элиты 60-70-х, все музыканты Sabbath - самый что ни на есть рабочий класс. А вокалист и лицо группы легендарный Оззи Осборн еще подростком и вовсе угодил на полтора месяца в тюрьму за участие в грабеже. Вот из такого - тяжелого, мрачного, начисто лишенного любой хиппистской романтики "сора" - росла поэтика Black Sabbath. По марксистской теории, содержанием песен осознававших свое угнетенное положение рабочих парней должны были стать кухонный соцреализм и классовый гнев. Но время было невероятно богатое на идеи. Они просто летали в воздухе - только лови, хватай. Так и получилось, что Black Sabbath стали проводниками мистицизма (на них оказал сильное влияние английский мистик рубежа XIX-XX веков Алистер Кроули) и оккультных практик (вплоть до сатанизма), антивоенного пацифизма и экзистенциальной отчужденности. Пронизанные всем этим эклектичным набором, тексты главного поэта группы, бас-гитариста Терри "Гизера" Батлера, положенные на тяжелую, завораживающе-гипнотическую музыку Айомми и спетые потусторонним, отрешенным фальцетом Осборна стали вдруг основой для нового, до тех пор неизведанного, готического в своем величии и своей мощи рока. Увы, их многочисленные последователи по "тяжелому металлу" (а Sabbath, наряду с Led Zeppelin и Deep Purple, по праву считаются предвестниками и основателями жанра) выхолостили и музыкальное, и идейное содержание, столь революционное для рубежа 60-х и 70-х. Как и многие успешные группы той поры, Sabbath прошли через все эксцессы суперзвездности. Очень быстро сценические эскапады эксцентричного Оззи затмили для многих - и на каком-то этапе для самой группы - все то серьезное содержание, которым отличались ее первые альбомы. С другой стороны, без безумия Оззи, которое со временем - чем дальше, тем больше - становилось безобидной и милой игрой, Sabbath рисковали превратиться в скучных и погрязших в своем устаревшем и уже никому не страшном хорроре зануд. Чего-чего, а занудства в Sabbath никогда не было, нет и поныне. Еще один любопытный факт. Несмотря на почти полувековую историю, к своему завершающему концерту группа подошла практически в неизменном составе: и Оззи, и Тони Айомми, и Гизер Батлер выходят на сцену бирмингемского зала Genting Arena. Из оригинального состава нет только барабанщика Билла Уорда, который окончательно и бесповоротно разругался с Оззи Осборном. Зато есть интересное и интригующее дополнение: на клавишах играет Алан Уэйкман, сын легендарного Рика Уэйкмана. А моя любимая история про Black Sabbath следующая. В Эстонии, как помнят советские меломаны, всегда была популярна средневековая музыка, исполнявшаяся на старинных аутентичных инструментах. Групп таких было множество, и кроме самой известной из них - Hortus Musicus - была еще группа Rondellus, которая появилась уже в постсоветский период. В 2003 году Rondellus записали альбом Sabbatum - переведенные на древнюю классическую латынь и аранжированные для старинных инструментов песни Black Sabbath. Рок-готика прошла свой полный круг.