Русские в Берлине: наше кино на престижном кинофестивале
Павел Гайков, МИА "Россия сегодня" Девятого февраля стартует 67-й Берлинский международный кинофестиваль, жюри которого возглавляет режиссер Пол Верховен. В основном конкурсе в этом году фильмов из России нет, но это не значит, что наша киноиндустрия не будет представлена в Берлине. Во вторую по значимости конкурсную программу "Панорама" были отобраны два совместных проекта с российскими корнями. Во-первых, это новая работа режиссера Резо Гигинеишвили, автора фильмов "ЖаRа" и "Любовь с акцентом". Русскоязычная лента "Заложники" отсылает к реальным событиям 1983 года, когда семь молодых людей пытались угнать самолет ТУ-134, следовавший по маршруту Тбилиси — Ленинград. В группу грузинской "золотой молодежи", решившейся на теракт с целью побега из СССР, входили врачи и художники, а также студентка архитектурного и ее новоиспеченный муж, актер студии "Грузия-фильм". Их жертвами в итоге стали пять человек: пассажиры и члены экипажа, еще десять были ранены. Два террориста были убиты в самолете. Лидер группы скончался в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах. Еще трое были расстреляны по приговору суда. Единственная оставшаяся в живых участница группы была досрочно освобождена в 1991-м. Кадр из фильма "Заложники" "Мне было принципиально важно деликатное отношение к этой сложной истории. Все ее действующие лица — жертвы, которых стоит оплакивать, а не обвинять или превозносить как героев, — комментирует работу над фильмом режиссер Резо Гигинеишвили. — Для нашего 19-летнего главного героя джинсы, Библия, музыка "Битлз", "Кока-кола" были символами свободы, ради которой он готов был рисковать собственной жизнью и жизнью своей юной жены. Перед нами античная трагедия, где нет правых и нет виноватых". Одну из главных ролей в фильме — стюардессы Майи — исполнила супруга режиссера, актриса Надежда Михалкова. Также в картине снялись Мария Шалаева, Мераб Нинидзе и Тинатин Далакишвили. Оператором выступил один из прославленных отечественных специалистов — Владислав Опельянц. В производственную команду "Заложников" вошли продюсеры из России, Грузии и Польши. Второй фильм в программе "Панорама" — драма с элементами черной комедии сербского режиссера Бояна Вулетича "Реквием для миссис Джей", затрагивающая проблемы идентичности Сербии в современном мире. Это совместное производство Сербии, Болгарии, Македонии и России, в котором принял участие продюсер Александр Роднянский. Фестивальной публике имя Роднянского знакомо по его триумфальным работам с режиссером Андреем Звягинцевым. Участие продюсера в не самом громком сербском проекте, безусловно, добавляет внимания к фильму. "Я заинтересовался проектом, увидев для себя самое важное в кино — одаренного автора, яркую творческую идею и актуальный социальный контекст, — говорит Александр Роднянский. — Особенно рад, что премьера фильма состоится именно в Берлине — это лучшее место для старта его международной фестивальной жизни". "Реквием для миссис Джей" был впервые представлен на конкурсе европейских проектов Works in Progress в рамках международного кинофестиваля в Карловых Варах в июле 2016-го, где выиграл главный приз — 100 тысяч евро. Еще 10 тысяч евро финансирования фильм получил от знаменитой чешской студии "Баррандов". Три документальных и один короткометражный фильм российских режиссеров также вошли в специальную программу NATIVe, которая традиционно объединяет картины о коренных народах мира. В этом году она сфокусирована на представителях коренного населения Крайнего Севера. Россию в программе представят документальные фильмы "24 снега" Михаила Барынина, "Бог Джохогой" Сергея Потапова и "Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне" Алексея Вахрушева, а также короткометражная лента "Мальчик и озеро" Прокопия Ноговицына. Наконец, на Европейском кинорынке, который проходит в рамках Берлинале, будет представлен новый проект режиссера Ивана И. Твердовкого — Jumpman. В начале февраля картина победила на кинорынке Cinemart в Роттердаме, получив приз в 20 тысяч евро. Даже если участие на престижном берлинском кинорынке не принесет Твердовскому победы, оно поможет ему закрепиться в статусе одного из самых перспективных молодых европейских режиссеров.