Цыганочка с выходом на киноэкран
Начал работу Берлинский кинофестиваль Фестиваль кино Вчера вечером открылся 67-й Берлинский кинофестиваль, входящий в тройку главных ежегодных кинособытий Европы. О сопутствующих Берлинале ожиданиях и первых впечатлениях -- АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Из работ крупных режиссеров назовем предстоящие премьеры новых фильмов Фолькера Шлендорфа ("Возвращение в Монток"), Дэнни Бойла ("На игле 2"), Алекса де ла Иглесиа ("Бар"). Но больше всех интригует "Обратная сторона надежды" Аки Каурисмяки, уникального финского автора, чьей карьере в 1980-1990-е годы сильно способствовал проходящий в рамках Берлинале Форум молодого кино. Это один из немногих режиссеров, у которого еще не было провалов и полуудач; и еще -- он владеет редким умением рассказывать о простых людях, жертвах современного глобализма, без пошлости и пафоса. Таким был предыдущий фильм Каурисмяки "Гавр", и потому сюжет "Обратной стороны надежды", связанный с европейской адаптацией сирийских беженцев, не вызывает подозрений в конъюнктуре, как наверняка было бы в случае с большинством других режиссеров. К сожалению, этого не скажешь о "Джанго", показанной вчера картине открытия, для которого Берлинале выбрал кино с актуальным политическим месседжем, но художественно архаичное и незажигательное. А ведь герой "Джанго" -- цыганский музыкант Джанго Рейнхардт -- культовый персонаж, не раз вдохновлявший в том числе и кинематографистов (например, он был кумиром героя фильма Вуди Аллена "Сладкий и гадкий"). В "Джанго" воспроизведен военный эпизод из жизни гитариста-виртуоза (его играет Реда Катеб), который выступает перед немецкими офицерами в оккупированном Париже и даже, вслед за Эдит Пиаф, получает приглашение на гастроли в Берлин. Правда, надо скорректировать репертуар: поменьше джазовых синкоп, танцевальных ритмов и -- никакой негритянской музыки. А ведь наш герой любит похулиганить, включив в свои композиции не только "Очи черные", но даже "Интернационал". Дальнейший этап его биографии -- попытка бегства в Швейцарию и вольное или невольное участие в Сопротивлении: подпольщики используют цыганский концерт для своих операций. "Джанго" -- режиссерский дебют продюсера Этьена Комара -- посвящен страданиям цыган во времена нацизма и памяти его жертв. Все это чрезвычайно благородно, но увлечься фильмом нелегко, особенно если вспомнить традиции французского кино о Второй мировой, хотя бы "Последнее метро". Играющая подпольщицу, маскирующуюся под коллаборационистку, Сесиль де Франс выступает в гриме а-ля Изабель Юппер, но на этом сходство кончается и фильм зависает в пространстве унылых штампов. В этом году исполняется 30 лет со времени Берлинале 1987 года, когда российские кинематографисты завоевали своего второго (и последнего на сегодняшний день) "Золотого медведя". Его получил Глеб Панфилов за фильм "Тема", до того успевший полежать на цензурной полке. Радость победы была столь велика, что советская делегация гуляла всю ночь. На следующий день потерянного "Медведя" вернул хозяин одного из баров, оказавшийся честным немцем. В ту пору интерес к русским как таковым и к русским (тогда еще советским) фильмам был огромен. Сегодня он почти сошел на нет. Если наше присутствие и заметно на Берлинале, то не в конкурсе и скорее по косвенным признакам. Оператор Алексей Родионов снял фильм англичанки Салли Поттер "Вечеринка". Композитор Алексей Айги вообще ангажирован в трех фестивальных картинах. Продюсер Александр Роднянский принял участие в проекте сербского фильма "Реквием для миссис Джей" Бояна Вулетича -- микса социальной сатиры и "черной, но жизнеутверждающей комедии". В грузинской картине "Заложники" Резо Гигинеишвили -- о захвате самолета группой тбилисской золотой молодежи в 1983 году -- копродюсером числится российская компания "НЕБО". Шире всего представлена Россия в программе регионального и этнического кино NATIVe. В нее отобраны снятые в Якутии полнометражные фильмы "24 снега" Михаила Барынина, "Бог Джохогой" Сергея Потапова и чукотская "Книга тундры. Повесть о Вуквукае -- маленьком камне" Алексея Вахрушева, а также короткометражка "Мальчик и озеро" Прокопия Ноговицына. Короткометражная лента "Молоко" Дарьи Власовой включена в подростковую программу "Generation 14 plus".