Сам себе Бондарчук
Фото: Коммерсантъ-Деньги
Как стать самым успешным режиссером России единственный из наших режиссеров умеет делать дорогие окупаемые фильмы. Добавить материальных активов — и вот оно, звание самого успешного российского кинодеятеля. МАРИЯ ЛИБЕРМАН На отечественном киноолимпе в последнее время сложилась довольно четкая специализация — у каждого из мэтров российского кино оказалась своя в меру уникальная бизнес-модель. Главный тяжеловес давно уже снимает преимущественно на государственные деньги масштабные дорогостоящие проекты по своему вкусу, не особо ориентируясь на кассовые сборы. Напомним, последние фильмы Михалкова — и «Утомленные солнцем-2: Цитадель» — в прокате собрали по $1,5 млн при общем бюджете $21 млн и $45 млн соответственно. Продюсер всея Руси бюджеты осваивает еще большие, а задача окупиться в прокате не стоит даже в теории. Понятно же, что весь отечественный кинопрокат не в состоянии собрать 3 млрд руб., чтобы окупить мегапроект отечественного кино «Викинг».  — и как режиссер (голливудский), и как продюсер (российский) — стал главным специалистом по недорогому в производстве кино. По голливудским меркам бюджеты его фильмов совсем небольшие, и фильмы эти (за исключением дорогого «Бен Гура») не баснословно, но вполне успешны. Принято считать, впрочем, что режиссурой он занимается для души, а основную кассу собирает как продюсер, и главным образом в России. Его студия Bazelevs тратит на фильмы $2-4 млн, а в прокате «Горько!», «Елки», приносят по $15-20 млн В нынешней ситуации, когда государство дает большие деньги на кино и грозится начать требовать их возврата, Федор Бондарчук, похоже, нащупал самую перспективную бизнес-модель. Судя по его последним проектам, он первым научился делать дорогое в производстве кино, рассчитанное на коммерческий успех. Дом режиссера должен быть студией «"Притяжение" стоит на могучих плечах «Викинга», — объясняет свой сегодняшний успех журналистам Бондарчук. И продолжает: — Своим бюджетом 1,5 млрд руб. он оживил индустрию. Только представьте, сколько людей было задействовано в этом проекте. Наконец-то съемочные павильоны заработали по полной». Фильм о том, как космический корабль упал на Чертаново, скорее всего, после следующего уикенда станет второй российской картиной после «Викинга», собравшей с начала года в прокате более 1 млрд руб. (уже сейчас сборы превысили $13 млн — 800 млн руб.). Плюс предварительные продажи фильма за рубеж принесли продюсерам не менее $4,5 млн В отличие от «Викинга», правда, уже вышло на окупаемость — и срок, за который дорогой российский фильм окупился в прокате, стал рекордным. Но есть у Бондарчука и другой повод ратовать за «Викинга»: это одна из немногих высокобюджетных картин, которая снималась на его же студии «Главкино», где Бондарчук владеет миноритарным (11,7%) пакетом акций. Режиссер вошел в состав акционеров проекта миллиардера еще в самом начале строительства, в 2008 году, и даже после многочисленных переделов акций все же сохранил за собой небольшую долю. Иметь собственную студию, конечно, голубая мечта любого режиссера: павильоны и оборудование — важная статья затрат любого съемочного процесса. Однако у «Главкино» все еще остаются миллиардные долги перед главным кредитором — (у банка в залоге земля и имущество), а, поскольку ряд павильонов так и не были до конца оборудованы и сдаются по значительно меньшей цене, чем могли бы, отбить долги не получается. К тому же банк уже не раз заявлял, что хочет консолидировать акции у себя, выкупив их у миноритариев. На этот случай у Бондарчука, впрочем, скоро будет и другой вариант: при поддержке медиахолдинга «Национальная Медиа Группа» (НМГ) режиссер собирается запускать киностудию в Краснодарском крае. С НМГ у Бондарчука отношения сложились после того, как медиахолдинг в 2014 году выкупил у него долю в подразделении его группы компаний Art Pictures Vision, занимающемся производством ТВ-фильмов и сериалов. С тех пор имевшая в портфеле лишь пару сериалов компания сильно разрослась. Сейчас Art Pictures Vision снимает проекты для многих федеральных каналов: РЕН ТВ, «Первого канала», НТВ, «Матч-ТВ» и других. Клипмейкер на «Мосфильме» Основы будущей киноимперии 24-летний студент ВГИКа Федор Бондарчук заложил в 1991 году, когда с другом детства, сыном другого именитого режиссера, , основал компанию Art Pictures. Зарабатывать партнеры решили на видеоклипах и рекламных роликах. «Все было спонтанно и по-дружески. Бондарчук сам предложил снять клип на песню „Посмотри в глаза“, потому что она ему нравилась, — вспоминала потом певица , ставшая для Art Pictures одной из первых клиенток. — У меня на тот момент вообще денег никаких не было, мы все были нищие. Он сам собирал деньги, с миру по нитке, так сказать». Офис на «Мосфильме» по соседству с отцом, личный секретарь — на свободном рынке клипов и видеорекламы Art Pictures быстро вошла в число лидеров. Бондарчук даже не стал получать диплом (ему торжественно вручили документ только в 2009 году) — и с головой окунулся в бизнес. Помимо Ветлицкой он, к примеру, практически несменяемо режиссировал клипы для группы «Моральный кодекс», снимал для , , , , и многих других. Переменчивая природа Сегодня Бондарчук любит повторять, что в его первых фильмах нет ни одного государственного рубля. И это правда: в начале нулевых, когда молодой клипмейкер задумался о большом метре, без господдержки было обойтись легче. Отечественный кинематограф переживал бум: российские нувориши увлеченно играли в кинопродюсеров. Проблема была в том, что Бондарчук захотел снять фильм о забытой в Афганистане роте, а подобные сюжеты финансировались не так охотно: предпочтение отдавалось картинам о диком капитализме и политических интригах. Тем не менее деньги на проект ему все же удалось найти. Пул инвесторов сложился, после того как в проекте появился тяжеловес  — тогда гендиректор СТС, где Бондарчук вел программу «Кресло». «Он пришел ко мне со сторибордом — сценарием в картинках, — будет вспоминать впоследствии Роднянский. — И, несмотря на более чем осторожное отношение к военным сюжетам, я вошел в команду. Из-за Федора. Его чувство кино, его энергетика, его понимание сегодняшнего языка, его режиссерский талант достойны уважения». Несмотря на то что бюджет фильма в процессе съемок вырос с $4 млн до $9,5 млн — съемочная группа даже бастовала из-за нехватки денег, а Бондарчук закладывал квартиру, — в 2005 году «9 рота» все-таки вышла на экраны. И сорвала кассу, собрав более $25,5 млн и обогнав в российском прокате даже «Мистер и миссис Смит», а также суперуспешный на тот момент «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, собравший годом ранее $16,7 млн Затем Бондарчука настигла еще и продюсерская удача: фильм «Жара» с героями «9 роты» в летней Москве при бюджете 1,7 млн собрал в прокате $16 млн На волне успеха Бондарчук взялся за двухсерийный проект по мотивам романа братьев Стругацких «Обитаемый остров». И хотя по масштабу проект вполне мог бы тягаться с отцовской «Войной и миром» — 7 тыс. человек в массовке, 3 тыс. специально пошитых костюмов, 450 кг грима, 1,5 тонны пиротехники в тротиловом эквиваленте, — в прокате фильм оглушительно провалился. При бюджете $37 млн две части картины принесли всего $28 млн, причем вторая — лишь $6 млн Продюсеры впоследствии пытались списать неудачи на хорошую погоду, отвлекшую людей от кинотеатров, и обвал рубля, но даже с учетом докризисного курса окупить ленту не удалось бы. И еще на пять лет режиссер оказался в долгах. Нераскрывшаяся киносеть В январе этого года (АСВ) неожиданно потребовало привлечь к субсидиарной ответственности за банкротство нынешнего гендиректора . Пичугин получил небольшой пакет акций в «Пушкино» после присоединения другого банка, «Финанс», где у него был 15-процентный пакет. По мнению АСВ, будучи акционером «Финанса», Пичугин выдавал невозвратные кредиты — непогашенный долг впоследствии перешел к «Пушкино» и стал одной из причин его банкротства. Как заметил в своем блоге на портале «Сноб» адвокат Александр Хаминский, в этой истории не хватает другого акционера «Финанса» — делового партнера Пичугина Федора Бондарчука, также владевшего 15% акций банка. На соответствующий запрос «Денег» АСВ не ответило, но, по мнению аналитиков, разгадка истории может быть проста: даже будучи акционером банка, в его дела режиссер мог и не вмешиваться. Это подтверждал в интервью и сам Пичугин, отмечавший, что роль Бондарчука в истории с «Финансом», конечно, была больше имиджевой, чем реальной. А юристы, в свою очередь, считают, что доказать даже ответственность Пичугина АСВ будет очень непросто. Партнерство с Пичугиным у Бондарчука сложилось в конце нулевых — съемки кино были дорогостоящими, и режиссер активно искал деньги. Пичугин, тогда еще не имевший отношения к «Ленфильму», но успевший выгодно продать компании А1 свою первую сеть кинотеатров «Кронверк Синема», предложил режиссеру вместе с ним и продюсером (известен успешными анимационными франшизами про трех богатырей и Серого Волка) заняться строительством сети мультиплексов «Киносити». «Киносити» должен был быть реализован при масштабной поддержке государства — свыше 200 кинотеатров предлагалось открыть в городах с населением менее 500 тыс. человек, и окупиться самостоятельно у них бы не получилось (затраты оценивались в 30 млрд руб.). В дальнейшем партнеры планировали, что и принадлежать сеть будет государству, а «Киносити» станет лишь управляющей компанией. Бондарчуку в этой истории была отведена роль лоббиста. Режиссер снимал политические ролики еще в 1999 году для блока «Отечество — вся Россия» и позднее участвовал в проекте «Киноклуб» — открытии по всей стране культурных центров с мультимедийными кинозалами. (Руководителем проекта стал Эдуард Пичугин, а Федор Бондарчук — председателем общественного совета.) Но партнерам не удалось построить сеть ни из 200, ни тем более из 50 кинотеатров. Мультиплексы под брендом «Киносити» открылись только в четырех, и то не самых маленьких городах: Санкт-Петербурге, Туле, Новосибирске и Оренбурге. В других городах сделать ничего не получилось. В Астрахани, например, в 2012 году партнеры арендовали крупнейший кинотеатр «Октябрь», объявили о планах его реставрации, но на этом все и закончилось. Астраханцы до сих пор пишут на форумах гневные посты по этому поводу, ставя в вину Бондарчуку погубленную зимой оранжерею в «Октябре» и, главное, крокодила, который безбедно жил в оранжерее, а той морозной зимы не перенес. Проект «Киносити», конечно, немного не рассчитал бюджет. На каждый кинотеатр нужно было потратить по 130-150 млн руб. (а в мультиплекс «Великан» в Петербурге, только по официальным данным, было вложено 1,2 млрд руб.). Позднее Фонд кино учредит похожую программу по спонсированию кинозалов в маленьких городах и будет готов давать на каждый проект куда меньшие суммы — всего по 5 млн руб. на кинозал. Не стали партнеры пользоваться и согласованным при поддержке тогдашнего премьера кредитом на 2,5 млрд руб., посчитав условия слишком жесткими. К настоящему моменту Бондарчук фактически вышел из проекта, хотя время от времени и говорит о планах по его возобновлению. Однако кинотеатрами в Туле, Оренбурге и Новосибирске Пичугин владеет вместе с Сельяновым, а летом прошлого года суд исключил Бондарчука еще и из акционеров «Киносити Девелопмент», владельца «Великана». Иск был обоснован тем, что Бондарчук отошел от дел и сорвал крупную сделку, но, по данным источников, знакомых с ситуацией, раздел пока не окупившегося мультиплекса между Пичугиным и Бондарчуком прошел полюбовно, а суд был лишь формальностью. Это могло быть связано с разводом Бондарчука — поскольку решение об исключении его из состава акционеров принимал суд, оно окончательно, и претендовать на это имущество бывшая супруга Бондарчука, Светлана, не могла бы. С Пичугиным Бондарчука связывает и еще одна история. После того как первый занимает пост гендиректора «Ленфильма» в 2012 году, Бондарчук фактически становится антикризисным менеджером киностудии. И ему многое удается: помирить режиссеров, привлечь ресурсы под восстановление. Поворотный «Сталинград» Собственные дела тоже идут своим чередом. Согласно исследованию Movie Research, за период с 2010 по 2016 год занимающаяся исключительно кинопроизводством Art Pictures Studio Бондарчука прочно вошла в пятерку лидеров по общему объему господдержки вместе с СТВ Сергея Сельянова, Bazelevs Тимура Бекмамбетова, студией «ТриТэ» Никиты Михалкова и кинокомпанией «Централ Партнершип». Со своего третьего фильма Бондарчук и сам начинает претендовать на субсидии Фонда кино. В итоге под «Сталинград» он получает около 30% ($10 млн) от общей стоимости проекта, а под «Притяжение» — 60% (около $3,5 млн). По его словам, обойтись без господдержки сегодня фактически невозможно: так называемые мягкие деньги (то есть государственные, по сути — невозвратные) обеспечивают и кредиты, и инвесторов. Вложения работают. «Сталинград» хоть и не окупился в российском прокате, но благодаря международным сборам стал самым кассовым российским фильмом за все время — принес $68 млн А в 2015 году и Art Pictures Studio выходит в лидеры по кассовым сборам — студии удается заработать на продюсируемых семи картинах более 1,54 млрд руб. Больше всего в прокате компании Бондарчука приносит второй «Духless» режиссера . «Притяжение» тоже не подвело. Во многом, конечно, потому, что накануне своего 50-летия режиссер в очередной раз не побоялся рискнуть: отказался от помощи Роднянского, нанял команду молодых режиссеров. В итоге готовится снимать сиквел. Да и почему бы нет: если не получится, всегда есть актерское поприще, которое, как подсчитал Forbes, приносит Бондарчуку еще $1,3 млн в год.
Видео дня. Что стало с главными актерами сериала «Кухня»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео