Ещё
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

О нелёгкой стезе музыканта, ценности искусства и чувстве коллектива 

О нелёгкой стезе музыканта, ценности искусства и чувстве коллектива
Фото: АиФ-Владивосток
55 лет исполняется в этом году Дальневосточной академии искусств — главной кузнице музыкантов классического направления в регионе.
Бывший институт искусств поднимали молодые профессионалы, энтузиасты, большинство которых прибыло из Северной столицы. Окончил консерваторию в Ленинграде и Леонид ВАЙМАН. Имя маэстро не нуждается в представлении. Выходец крупнейшей музыкальной династии, он воспитал множество «струнников», ныне разбросанных по странам и континентам. Среди них — выдающиеся исполнители, яркие, талантливые музыканты разных поколений. Ансамбли «Элегия», «Дивертисмент» стали частью музыкальной истории. Леонид Анисимович молод душой, энергичен, обучает молодёжь, готовится к сольному концерту.
Романтика и зарплата
— Скоро полвека, как вы приехали во Владивосток, работаете в академии искусств, музыкальном колледже. Как попали в наши края?
— После окончания Ленинградской консерватории меня распределили в Ульяновск. В Одессе во время летних каникул встретился с Семеном Ярошевичем, зав. кафедрой Дальневосточного института искусств, он меня к себе переманил. Дальний Восток для меня был овеян ореолом романтики. Это был конец 60-х: Владивосток — живописный, красивый город — быстро втянул меня в бурный творческий поток. Работа в институте, музыкальном училище, концертировал. Моими коллегами стали музыканты из Москвы, Ленинграда. Многие уехали, остался я, ещё пара человек…
— Как устроились в материальном плане?
— Приехал сюда в 28 лет, к тому времени поработал в симфоническом оркестре в Одессе, был опыт сольной и ансамблевой игры. Ко мне отнеслись благосклонно — дали ставку старшего преподавателя. Помню, впервые попал в кабинет к ректору 1 сентября. Лил страшный дождь, создавая неуютное ощущение. 18 января родился мой второй сын, 18 февраля мы въехали в квартиру на Сахалинской. Получал приличную зарплату. А за участие в концерте или на телевидении платили около десяти рублей.
— Вы — представитель известной музыкальной династии…
— Скоро в Америке выпустят диск с записями музыкантов нашей семьи. В августе прошлого года я был в США: в Лос-Анджелесе, Сакраменто, Сан-Франциско, где много родственников проживает. Мы насчитали в нашей семье 35 музыкантов — в разных поколениях, начиная от деда. Три скрипача, три кларнетиста, четыре трубача, два тромбониста, пианист, дирижер и так далее. Я говорю о профессионалах. Все Вайманы детьми так или иначе занимались музыкой. Многие вовлекались в общее образование с малых лет.
— Другого выбора, кроме как стать музыкантом, не было?
— Всё складывалось совершенно очевидно. Вспоминаю, как в 1947 г. моя семья находилась в эвакуации в Ташкенте: голод, разруха. Через год я пошёл в школу, где педагоги организовали вечернюю музыкальную студию. Меня прослушали, нашли какие-то способности и записали. Дома я просто сообщил папе, что буду ходить на скрипку. Тот не возражал. В общем, ничего особенного не случилось. Сам пошёл по этому пути, потому как в доме был культ музыки и скрипки.
— В Одессе вы учились в легендарной музыкальной школе Столярского. Какие воспоминания сохранились?
— Каждый год на первомайскую демонстрацию собиралось сто скрипачей школы: мы маршировали в колонне, одновременно играя «Широка страна моя родная», «Марсельезу» На скрипках красовались красные банты. Казалось, за нами бежит вся Одесса. С тех пор я понял — как полезно коллективное творчество. Всем музыкантам обязательно нужно петь в хоре. Ансамбли скрипачей приветствуются во всём мире.
Душа в гаджете
— Правда, что скрипка — один из сложнейших инструментов?
— Недаром говорят: скрипка — царица музыки. Сложность — в асимметрии. Многое зависит от обострённого чувства слуха и тактильного приспособления. Это большой труд, специфический. Знаете, многие дети хотят заниматься музыкой, но не все знают, насколько это сложно. С неба успех не падает, на первых порах большую роль играет педагог.
— В 90-е годы музыкальное образование в России перестало иметь престиж. Сегодня есть надежда на лучшее?
— В доперестроечные времена в институт искусств был конкурс — три человека на место, набирали большие классы, а сегодня юных дарований не доискаться. Многие стали прагматиками: не понимают, не чувствуют роли искусства. Сегодня включил кнопку, гаджета — получил готовую музыку, а вот делать её своими руками, нервами, чувствами — это другой. Необходимо 15-17 лет для того, чтобы стать профессионалом. Мы все такой путь прошли. Хорошо, если бы люди поняли, насколько необходима духовная культура.
— А где время найти, силы?
— В медицинском университете Владивостока был когда-то целый оркестр. В нём играли студенты, которые раньше занимались в музыкальных школах, и кстати, они имели преимущества при поступлении в Вуз! Однажды я купил уникальную пластинку. На ней записан знаменитый квинтет Боккерини, играют профессора московских Вузов. Я не поверил, насколько здорово сыграно. Для них музыка — отдушина. Искусство оздоровляет, облагораживает душу, сердце, это глубокий вопрос…
— А вы пользуетесь гаджетами?
— С появлением интернета стал доступен огромный музыкальный мир. Раньше мы с большим трудом доставали какие-то записи, чтобы послушать, как играют виртуозы мира, пластинки были больше заграницей. Сейчас в интернете нажимаешь любую фамилию — и слушай спокойно. Это помогает в развитии студентов.
Соната для рыб — Вместе с ансамблем «Элегия» вы играли на открытии Приморского океанариума…
— Мы сделали исключение этому событию: Элегия просуществовала 24 года, но из-за болезни я полгода не работал, сегодня решил заняться сольными проектами. Меня хватает только на самого себя. К слову, тот концерт в океанариуме удался. Приехал струнный квинтет из Гонконга, мы объединились, я получил от совместной игры огромное удовольствие. А об истории ансамбля «Элегия» мною написана книга.
— У вас какой-то особый инструмент, раритет?
— У меня итальянская скрипка, римская школа, 1736 год. Я её храню, оберегаю. По звуку она не очень мощная, зато тембристая, глубокая, содержательная. Это очень ценится во всём мире.
— Вашим ученикам есть, куда пойти работать?
— То, что открыли оперный театр — потрясающе. Отличный оркестры, музыканты, солисты. Не зря — филиал Мариинского театра. Да, мои ученики играют в театре, в филармонии. Да и для преподавания в обычных музыкальных школах требуется высшее образование. Недавно встретил своего ученика, гитариста Сергея Таранова в Лос-Анжелесе на фестивале. 45 лет не виде