Войти в почту

О нас и про нас на Берлинале

Плавно продвигается к завершению один из основных европейских киносмотров, и самое время рассказать, какими работами представлены Россия и Иран. К сожалению, в основном конкурсе смотра работы прикаспийских стран не представлены, но не стоит забывать, что у Берлинского фестиваля, как и у Каннского и Венецианского, существует множество интересных параллельных конкурсу программ, включая ретроспективы и специальные показы. Пожалуй, самое острое и резонансное событие - показ в рамках программы Berlinale special документальной ленты россиянина Аскольда Курова «Процесс». Здесь, конечно, важно, не кто, а о ком. Судебный процесс над Олегом Сенцовым, украинском режиссере, приговоренном к 20-летнему заключению по обвинению в террористической деятельности на территории полуострова Крым является основой сюжета документального метра. История фальсификации материалов дела и строгость вынесенного приговора объединили множество кинодеятелей мира в стремлении поддержать режиссера и его право на свободу. Картина была лишь вопросом времени, во всяком случае, на этом фестивале. В Берлине так принято. Здесь кинематограф и политика идут чуть ближе, чем просто рука об руку. Еще одно крупное событие – «Заложники» Резо Гигинеишвили, история о неудачном угоне самолета группой молодых людей из богатых семей, основанная на реальных событиях. Фильм, конечно же, не русский, а грузинский, созданный от и до лучшими силами этой страны. Но есть здесь и вклад России: оператор Резо – Владислав Опельянц, тот самый, что снимал «Ученика» Серебренникова, да и сам Резо, зять Никиты Михалкова, как будто уже и свой. «Заложников» показывали в программе Panorama Special, отзывы более чем благосклонные. В рамках Берлинале раз в два года проводится программа NATIVe, традиционно уделяющая внимание одному из коренных народов мира. В этот раз в центре внимания оказались обитатели Арктики. Программа – не только возможность показать творческий потенциал малочисленных народов, что так же любят кино и способны его и создавать, но и способ внести свою лепту в сохранение уникальности аутентичности этих земель, и, помимо смотров, в NATIVe входят и деловые панели, лекции и дискуссии. Народы Якутии представляют целых четыре фильма: три полных документальных метра и один игровой короткий. Уже ни для кого не секрет, что якутское кино – настоящая находка кинематографа нулевых, самородок, в ценности которого нет никаких сомнений, и к этому небезынтересному открытию мы с читателями еще обязательно вернемся. Конечно, без грамотного продвижения в лице Сарданы Саввины, продюсера и главного промоутера якутского кино на рынке, всего этого, возможно, и не было бы. Однако факт остается фактом – никакая реклама не помогла бы стать плохому кино востребованным. Иранское кино в этом году представлено в программе Forum – прокатывают картину «Симуляция», модернистскую драму о происшествии между тремя друзьями и мужчиной, которого они решили навестить. Еще одним немаловажным событием фестиваля является показ отреставрированной версии киноленты Аббаса Киаростами «Крупный план», о молодом энтузиасте, решившем примерить на себя личину известного иранского режиссера Мохсена Махмальбафа (о фильме КН уже рассказывали). Пожалуй, лента – одна из лучших работ великого иранского мастера, поэтому реставрированная копия есть действительно важное событие. Берлинский кинофестиваль продлится до 19 февраля, результаты смотра будут оглашены вечером финального дня. Маргарита Агаджанян

О нас и про нас на Берлинале
© Каспийские новости