Войти в почту

Мошенник Джармуш: фильм "Патерсон" как новое жульничество режиссера

В российский прокат вышел новый фильм культового американского режиссера. "Патерсон" — это два часа очень красивого кино, в которые происходит все и не происходит ничего. Константин Мильчин — о том, почему фанаты Джима Джармуша будут счастливы, а скептики лишний раз убедятся в том, что режиссер — мошенник, выдающий отсутствие мыслей за интеллектуальное кино. Патерсон живет в городе Патерсоне, что является неистощимым источником шуток и метафор. Патерсон просыпается, пока остальной Патерсон еще спит. Патерсон идет по утреннему Патерсону. Патерсон садится за руль автобуса и едет по Патерсону. Патерсон слушает, что говорят жители города Патерсон. Патерсона играет задумчивый Адам Драйвер. Патерсон пишет стихи. Патерсон возвращается домой. Дома — черноволосая и черноокая девушка, которая любит Патерсона и считает его гением. Она вроде как художница, но каждый вечер у нее новые идеи. Патерсон, а давай я буду учиться играть на гитаре, гитара и курс стоят всего несколько сотен долларов в месяц. Патерсон слушает любимую с нескрываемым ужасом, но соглашается. На следующий день подруга ошеломит его новым грандиозным замыслом. Патерсон берет французского бульдога и идет в бар. Он встречает странных людей по дороге. В баре отличные чернокожие пацаны, они все любят Патерсона. Один делится с ним своими изысканиями о великих людях Патерсона, другой жалуется на свою несчастливую любовь. Патерсон, Патерсон, Патерсон... Картину можно пересказать целиком, и это не будет спойлером. Да, в фильме есть пара намеков на возможную трагедию и одна настоящая, правда, локальная. Но сюжет и саспенс тут в каждом отдельном эпизоде. По сути, "Патерсон" — это около сорока трехминутных фильмов, в каждом из которых есть сюжет, надрыв, саспенс, динамика, изумление, завязка, кульминация и развязка. И каждый из этих сюжетов красив, в каждом визуальный ряд идеально сочетается с музыкой. Джим Джармуш — один из величайших режиссеров современности, уже тридцать лет практически каждый его фильм становится культовым. Если вы не видели "Мертвеца", "Пес-призрак: путь самурая", то почему вы вообще считаете себя образованным человеком? С вами и говорить не о чем. Люди со всего мира приезжают в Танжер только для того, чтобы найти место из финала картины "Выживут только любовники". Каждый фильм Джармуша — это клубок из метафор, цитат и самоцитат, распутывать и разгадывать их одно сплошное удовольствие. Джармуш — король деталей, в его картинах важны всякие мелочи. Джармуш — мастер недействия и молчания. У него в картинах может долго ничего не происходить, но зритель смотрит, как прикованный, потому что это гораздо интереснее любой лихой погони и перестрелки. И ты начинаешь ценить молчание, потому что у Джармуша оно ценнее тысячи слов. У Джармуша тонкий юмор. После фильма "Кофе и сигареты" закурили некоторые принципиальные враги курения. Вот она, сила искусства. Вы можете любить или не любить артхаус, но Джармуша вы любить обязаны. Есть такое мнение. Но есть и другое. Джим Джармуш — хитрый жулик, который с важным видом снимает наполненные пафосом фильмы ни о чем, а потом критики с не менее важным видом начинают судорожно искать объяснения, находить метафоры там, где их нет, рассказывать, почему Джармуш велик. Им просто стыдно признаться, что они ничего не поняли. На самом деле Джармуш блефует. Это кинопокер. Он намекает, что у него отличные карты, на самом деле у него ничего нет. "Мертвец" и "Пес-призрак" еще куда ни шло, там хоть какое-то действие. Но все остальное — это голый пафос и хороший подбор актеров. В "Патерсоне" есть прекрасный Драйвер и очень красивая Голшифте Фарахани, чьи обнаженные ноги и спина будоражат кровь скептиков. И виды водопада. Но в фильме ничего не происходит. Вообще ничего. Это скучно, как и все остальные фильмы Джармуша, которые к тому же еще и мало отличаются друг от друга. А молчат герои потому, что как им, так и режиссеру нечего сказать. Фильмы Джармуша — это самое настоящее мошенничество, картины ни о чем, которые выдают себя за интеллектуальное кино. В принципе, если режиссер может вызывать столь противоположные эмоции, то он уже как минимум знает свое дело. Но тем, кто разделяет второй подход к творчеству Джармуша, стоит обратить больше внимания не на разум, а на чувства. Главный герой "Патерсона" с первых секунд фильма вызывает совершенно нечеловеческую симпатию. За него переживаешь, хотя вроде бы с ним ничего и не происходит. И это делает просмотр фильма хоть сколь-нибудь объяснимым.

Мошенник Джармуш: фильм "Патерсон" как новое жульничество режиссера
© ТАСС