Берлинский фестиваль преподал уроки российскому кино
Гран-при жюри достался фильму Алена Гомиса "Фелисите" совместного производства Франции, Сенегала, Германии, Бельгии и Ливана. Приза Альфреда Бауэра удостоена польская картина "След зверя" Агнешки Холланд. Один из главных фаворитов публики и прессы фильм Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды" (Финляндия) получил Серебряного медведя за лучшую режиссуру. Актерские призы увезли Ким Минхе, исполнительница главной роли в корейском фильме "Одна ночью на берегу", и немецкий актер Георг Фридрих в "дорожной драме" "Яркие ночи". "Серебряный медведь" за лучший сценарий ушел чилийской трансгендерной драме "Фантастическая женщина" режиссера Себастьяна Лелио. Эта картина признана также лучшей в конкурсе "Тэдди", ее удостоило Специального упоминания Экуменическое жюри. "Серебряного медведя" за художественный вклад получила Дана Бунеску, режиссер по монтажу румынского фильма "Ана, моя любовь". 67-й Берлинале полностью прояснил смысл загадочных слов, брошенных его директором Дитером Коссликом корреспонденту "РГ": "Российские фильмы нам не подошли тематически". Фестиваль хочет быть актуальным, он был насыщен фильмами, так или иначе перекликавшимися с современной политической и социальной ситуацией в мире. А русские кинематографисты подались в эскейпизм и касаться воспаленной реальности робеют. Серьезное социальное кино у нас закончилось, если не ошибаюсь, на "Левиафане" и "Дураке". Они и были в свое время обласканы фестивалями. Очевидным стало и еще одно неписаное правило отбора в фестивальные программы: ориентация на позитив. Фильмы не должны бить зрителей по головам - людям и так сегодня нелегко: на дворе кризис, экономический и политический, будущее неопределенно, оно пугает. Поэтому картины должны быть не просто актуальными, острыми и смелыми в подходе к насущным проблемам - но и конструктивными, в них должен брезжить свет в конце туннеля. Это, к примеру, солидарность простых людей, спасающих беженца из Сирии от государственных формальностей, - в фильме Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды". Или настрадавшаяся, но обретшая любовь и семью героиня конголезской истории про Фелисите, воплощенной режиссером Аленом Гомисом. Сразу несколько картин рассказывали о том, как герои упрямо пробиваются друг к другу, пытаясь растопить лед отчуждения или вражды, как завоевывают любовь, как борются за сохранение терпящей бедствие планеты. Источником света может быть смех, и в этом берлинском конкурсе было как никогда много комедий. Ради этой актуальности фестиваль шел на компромиссы, показав в главном конкурсе довольно много средних, но актуальных и оттого интересных картин. А в "Панораме", к примеру, - грузинский фильм с российским участием "Заложники" Резо Гигинеишвили, художественно несовершенный, но рассказавший о том, на какие безумства были способны люди, рвущиеся из закрытого лагеря по имени СССР к свободе. Ситуация, изображенная в фильме, сама по себе депрессивна, но порыв к свободе всегда вызывает понимание и сочувствие зала. А в российском кино и такого "позитива" сейчас не найдешь: даже комедии в большинстве своем человека с развитым вкусом вгоняют в тоску безнадеги. Иными словами, Берлинский фестиваль преподал нашему кино полезный урок. Хотите быть интересными международному сообществу - будьте с нами в кинематографическом исследовании современной реальности, портретируйте жизнь без вранья и прикрас, не уходите от острых проблем, но непременно предлагайте свои версии их решения. И наконец, хватит показывать свиные рыла вместо человеческих лиц. Ведь дело зашло уже так далеко, что персонажей русского кино узнаешь сразу по бычьим затылкам, мутным взглядам, мату вместо членораздельной речи, а главное - по отсутствию внутреннего стержня и позитивной энергии. Они так далеки от типажей цивилизованного мира, что смотрятся существами с иной планеты. Хотя именно наше кино когда-то задавало тон в позитивном, гуманном подходе к человеку. Думаю, эти требования Берлинского фестиваля к фильмам разделяет абсолютное большинство российских зрителей, точно так же уставших от картин либо заумно депрессивных, либо тупо развлекательных, в любом случае бесконечно далеких от того, что по-настоящему волнует современного человека. Успех якутского кино, которое было приглашено в одну из тематических программ Берлинале Native, связан именно с тем, что оно крепко связано с родной землей и умеет о ней рассказать с любовью и надеждой. Конечно, попасть в Берлин ему помог постоянный интерес фестиваля к этнографическим картинам, но это кино умное и человечное, у него большие перспективы. На международном кинорынке, на стенде Roskino, русские проекты были представлены достаточно обильно - участвовали более сорока отечественных кинокомпаний. Интерес покупателей привлекали такие фильмы, как "Притяжение" Федора Бондарчука и "Викинг" Андрея Кравчука, "Время первых" Дмитрия Киселева и "Собибор" Андрея Малюкова. Но особенно успешно продавались анимационные картины: таланта и фантазии нашим художникам всегда было не занимать, к тому же здесь, в сказках, полет творчества не так ограничивает прочно поселившийся в нашем кино "внутренний редактор". Интерес на кинорынке вызвал новый проект молодого Ивана Твердовского Jumpman, который недавно получил главный приз фонда Eurimages в Роттердаме, а теперь тепло принят в Берлине. Пожалуй, 67-й фестиваль был, как всегда в последние годы, небогат шедеврами. Но интересного кино оказалось много, оно было разным и, что важно, внятным и уму и сердцу.