Голливуд на Иртыше, или «нефтяные» деньги — на экране

В каком уральском городе снимались Гоша Куценко, Марина Александрова, Дмитрий Брекоткин, Вадим Галыгин и Алиса Гребенщикова? Откуда начал путь в кинематограф режиссер «Начальника Чукотки»? Какие сериалы были первыми у «отца» популярных ситкомов «Кадетство», «Папины дочки» и «Кухня»? Провожая Год российского кино и в преддверии XV фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», стоитобо всем рассказать – будет немало интересного! В начале двухтысячных, в зените славы Ханты-Мансийского автономного округа, когда в нем оседали немалые доходы от нефтедобычи, когда про уровень жизни и перспективы жизни в Югре по всему бывшему Советскому Союзу ходили красивые легенды, многое из которых было правдой, на северной территории взялись много за что. За высокие технологии (построили Югорский НИИ информационных технологий, за образование (открыли университет, институт дизайна и филиал Гнесинки), за спорт (финалы Кубка мира по биатлону и международные шахматные соревнования заставили выучить сложное слово «Ханты-Мансийск» даже в небольших африканских странах)… А еще здесь взялись делать кино. Телерадиокомпания «Югра», наделенная ресурсами, позволявшими осуществлять прямые трансляции спортивных состязаний, за полтора десятилетия сняла почти два десятка кинолент и сериалов. Кроме «черного золота», спасибо надо сказать энтузиастам и, конечно же, первому губернатору Югры Александру Филипенко, который старался поддерживать все перспективные начинания. И пусть часть первых блинов стала комками с рейтингом на Кинопоиске в 1-2 балла (как фэнтези «Русичи» с Сергеем Глушко-Тарзаном в главной роли или сериал «Форс-мажор») – но ряд лент имеет на том же ресурсе средние оценки, крутящиеся вокруг семерки, – а это для российского кино последних десятилетий очень даже неплохо. Особенно для начинающей компании, да еще и в провинции! Наивысший рейтинг и множество кинонаград, в т.ч. международных – у совместного российско-белорусского фильма «Франц + Полина» (2006 год) по повести Алеся Адамовича «Немой». Это режиссерский дебют Михаила Сегала, поставившего впоследствии«Рассказы» 2012 года, и мастерский почерк «атмосферности» виден уже в первой работе, не зря фильм получил кинонаграды вне только в России и Беларуси, но и в Польше, Франции, Германии, Португалии, Китае. «Франц + Полина» — про Великую Отечественную, но не про патриотизм, а про войну как таковую. Нуар и драматизм в нем не ради того, чтобы потешить киногурманов, а только затем, чтобы дать зрителю влезть в шкуру современников событий, влезть в их шкуру, когда ни тебе красных стрелок на картах под героическую музыку и левитановский голос, ни спецэффектов и бесконечных патронов… Эта лента – про судьбы людей, а немцы они или русские, или белорусы – уже не столь важно. Главного героя, немецкого солдата, сыграл немецкий актер польского происхождения Адриан Тополь, а его возлюбленную из сожженной оккупантами белорусской деревни – восходящая на тот момент кинозвезда Светлана Иванова, для которой этот фильм был седьмым в карьере. Еще один военный фильм – «Агитбригада «Бей врага!» (2007 год) от признанного мастера, режиссера Виталия Мельникова, которого знают и любят за фильмы «Начальник Чукотки», «Выйти замуж за капитана», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Отпуск в сентябре», «Бедный, бедный Павел», «Здравствуй и прощай» и другие. Наверное, каждый видевший их, отметил их человечность, но «Агитбригада» стала особой с творчестве режиссера, в нее он вложил не только душу, но и моменты из своей судьбы, свои собственные воспоминания и переживания. Это кино – про агитлодку, которая в военные годы курсировала по рекам уральского севера, показывая в отдаленных селениях фильмы, киножурналы, любительские сценки. Перед глазами ее экипажа – колхозы и староверческие села, поселения ссыльных немцев и бабьи рыбачьи артели. И судьбы людей, такие разные. Контуженный фронтовик, удивительно тонко сыгранный Виктором Сухоруковым, опальный художник, провинциальная артистка и два юных «кинщика» — местная девушка-«вольняшка» и эвакуированный старшеклассник. Вот и вся агитбригада. В такой вот лодке, в такие же рейсы и с теми же обязанностями – крутить ручку кинопроектора – ездил в годы войны сам Виталий Мельников, который в то время проживал в с. Цингалы Ханты-Мансийского района. Эти воспоминания о тех рейсах и о жизни в хантыйском краю он и воплотил в ленте «Агитбригада «Бей врага!». Кстати, начало скульптурной киноистории в Югре положено: в 2014 году первому президенту югорского фестиваля кинодебютов «Дух огня» Александру Абдулову поставлен бронзовый памятник работы скульптора Алексея Благовестнова, украшающий сегодня фасад концертно-театрального центра «Югра-Классик». Не всем он нравится – вдова актера Юлия Милославская протестовала против него, ей работа показалась нелепой и жуткой. А вот Эммануил Виторган, напротив, приветствовал новую достопримечательность: по его мнению, «рваная» стилистика работы хорошо выражает характер Абдулова – он был «порывистый, без сожаления вырывал клочья из души и делился с окружающими». Но вернемся к лидерам зрительских симпатий среди югорских фильмов. И на сей раз у нас сказка – милая, добрая, зимняя, новогодняя: «Четвертое желание» (2003 год). Актриса, волей судеб оказавшаяся в Новый год не в Европе, куда летела вместе с женихом, из-за капризов погоды оказалась в небольшом сибирском городке, где познакомилась с Дедом Морозом, разочаровавшимся в жизни. Главные роли сыграли Гоша Куценко и Мария Порошина. И хотя к тому моменту их брак был уже в прошлом, но «химия» и теплота отношений, оттаивание их сердец на экране есть, и фильм приятно смотреть и вспоминать. А жителям Ханты-Мансийска – вдвойне, так как лента снималась в городе, некоторые горожане участвовали в массовке, как и в некоторых других фильмах компании «Югра». Режиссером четвертого желания стала Ольга Перуновская, создавшая еще несколько югорских фильмов, но об этом и о многом другом – в следующий раз! Продолжение следует