Правила игры
в господдержку кино изучает старший корреспондент отдела медиа и телекоммуникаций Анна Афанасьева Едва улеглась шумиха вокруг фильма Алексея Учителя "Матильда", который, еще не успев выйти в свет, привлек внимание депутатов, РПЦ и прокуратуры, с новыми претензиями чиновников столкнулась и очередная его картина -- "Позвоните Ермаку", где господин Учитель выступает продюсером. Этот проект его студия "Рок" презентовала Минкульту в 2014 году. По сюжету картины любознательный школьник Костя Синицын, отправившись вместе с археологическим кружком на раскопки, нападает на след клада завоевателя Сибири Ермака. Фильм с рабочим названием "Сокровища Ермака" получил господдержку, был снят и представлен в Минкульт, но тот принимать картину вдруг отказался. Выяснилось, что в снятой картине слишком мало совпадений с одобренным в Минкульте сценарием. Главным героем оказался не школьник, но "наивный, уже немолодой артист Ермак Мышкин". Он получает неожиданное приглашение на пробы для мюзикла и направляется с этой целью из Санкт-Петербурга в Москву, сообщал в конце 2015 года "Бюллетень кинопрокатчика" со ссылкой на режиссера и автора сценария картины Илью Казанкова. Режиссер и актерский состав к тому времени тоже изменились. Бюджет фильма составил 54 млн руб., из которых государство выделило больше половины. "В процессе производства возникли непреодолимые обстоятельства, которые вынудили киностудию внести изменения в сценарий",-- говорится в недавнем совместном заявлении главы департамента кинематографии Минкульта Вячеслава Тельнова и Алексея Учителя. Поскольку господдержка предоставляется "только при условии соответствия фильма сценарию", участвовавшему в отборе, стороны договорились "о положительном разрешении сложившейся ситуации до конца 2017 года" -- иными словами, студия переснимет уже готовый фильм. В итоге срок сдачи картины продлен, в связи с этим студия заплатит штраф, объяснил "Ъ" господин Тельнов. Других таких случаев он не назвал, но подчеркнул, что прецеденты, когда по своей или не своей воле производители переделывали картину,-- обычное дело. Ситуация, когда студия выпускает оплаченный государством фильм, мало совпадающий с изначальным сценарием, действительно не нова. У Минкульта и раньше были такого рода претензии к кинематографистам, доходило даже до судов. Но, пожалуй, впервые настолько публичным стал прецедент с известным режиссером. Переделать фильм не так сложно, вопрос лишь в том, насколько далеко материал ушел от сценария и как много было отснято, рассуждает гендиректор "Невафильм Research" Олег Березин. Такая практика не нова: в советские годы зарубежные фильмы про геев легко переозвучивали в кино про борьбу пролетариата, иронизирует он.