Девять лучших фильмов года по версии премии «Оскар»

До церемонии вручения главной кинопремии года остаются считанные дни, и сегодня мы познакомимся с номинантами самой главной категории «Оскара» – «Лучший фильм». Картины расположены в порядке возрастания личной симпатии автора вкупе с прагматично рассчитанной вероятностью выигрыша. В меню блюда самые разнообразные, включая три афроамериканских проекта, фильм о пришельцах и сказочный мюзикл. 1. Лев, режиссер Гарт Дэвис В ролях: Дев Патель, Николь Кидман, Руни Мара Великое множество людей из касты вечно недовольных посвятили негодованиям в отношении этой картины почетное место, и, как оказалось, не зря. История мальчика из Индии, потерявшего своего брата и уснувшего в поезде, что в течение трех дней увозил его все дальше от родного дома, кажется самой что ни на есть оскаровской. Однако это именно тот случай, когда идеальные ингредиенты в итоге не дают образцово-показательного продукта. Красивые пейзажи Тасмании; главный герой с нелегкой судьбой, тяжелыми вздохами и болезненными воспоминаниями; Руни Мара, как особый топпинг к десерту, взирающая глазами, полными любовной печали, то на Дева Пателя, то на зрителя. В результате фильм начинает серьезно смахивать на затянутый выпуск «Жди меня», а режиссер будто пытается найти золотую середину между Томасом Хупером с его драмами на высокой ноте и Терренсом Маликом с его болезненной любовью к пейзажам и метафорам. В итоге не получается ни хорошо, ни плохо, а как-то средне, что делает его главным аутсайдером гонки. Зато смысл названия фильма чудесный, и, рассказанный в конце, даже слегка приободряет огорченного зрителя. 2. Любой ценой, режиссер Дэвид Маккензи В ролях: Джефф Бриджесс, Крис Пайн, Бен Фостер Фильм, ставший, пожалуй, самым большим разочарованием среди номинантов, несмотря на добротный жанр «бадимуви» в противовес классической драме, достойный актерский состав и главный приз «Особого взгляда» Каннского фестиваля. Сюжет вращается вокруг двух братьев, которым необходима крупная сумма денег для спасения своего участка земли. Они решаются на ограбление банков, но делают это красиво и с умом: только мелкие купюры, только филиалы одного и того же банка, что грабил местных жителей на протяжении многих лет. Антагонистами выступают полицейский на пороге пенсии, решающийся взять это дело в качестве последнего в своей карьере, и его напарник. Задумываясь как холодное противостояние между справедливостью и правосудием с элементами саспенса, ориентируясь на, безусловно, великий «Старикам тут не место», лента у авторов выходит не совсем ловко, слегка затянуто и местами откровенно скучно. Чем прогрессивнее становится кинематограф, тем с более пугающей частотой забывает: атмосфера – это не только про пасторальные пейзажи и вдумчивые взгляды красивых актеров в небесное пространство. Самое главное – найти безупречный баланс между действительным и подсознательным, ну, а способы его достижения явно в областях выше четко выверенной механической работы. 3. Скрытые фигуры, режиссер Тед Мелфи В ролях: Тараджи Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Моне Жизнеутверждающей драме о том, что в науке нет и не может быть места дискриминации, к сожалению, не повезло родиться в наши дни, а не лет эдак на пять пораньше, когда подобные высказывания воспринимались тепло и радушно, например, на волне успеха «Прислуги». Печально, ведь такая возможность существовала, поскольку сюжет основан на реальных персонажах. В центре повествования – три темнокожие женщины. Все они работают в НАСА, и каждая своим путем достигает успеха и признания, скромных по общим масштабам, но оглушительно громких для того времени. Лента стройна и складна, повествует, но не навязывает свои выводы, что дает ей явное преимущество. Однако «лучшим фильмом» здесь и не пахнет: увеличение доли чернокожих в представленных номинациях на волне прошлогодней акции против академии, увы, не дает никаких преимуществ или послаблений в отношении своей начинки. Соответственно, появление картины логично, но в эпоху ярой борьбы за равноправие в своей простоте картина кажется слегка несвоевременной. Она хороша в коммерческом прокате, но для наград и фестивалей остается слишком топорной и совсем не современной. 4. Ограды, режиссер Дензел Вашингтон В ролях: Дензел Вашингтон, Виола Дэвис Режиссерский дебют Дензела Вашингтона, одного из самых уважаемых актеров Голливуда, родившийся из театральной постановки одноименной пьесы. История Троя Макссона, бывшего перспективного бейсболиста, чья слава потухла так же быстро, как и разгорелась, ныне работающего мусорщиком. Нетрудно догадаться, к чему может привести камерная драма с таким стартовым сюжетом. Главные преимущества фильма – в его блестящих диалогах, и, несомненно, в золотом актерском составе, двух величайших мастеров, что плохо играть уже просто не имеют. Выросшей из пьесы и постановки на подмостках театра ленте не удается сбросить с себя этот флер как следует, и в итоге мы получаем нечто среднее между двумя разными мирами искусства. Однако многим такое придется по вкусу: вопросы отцов и детей в любом изображении надрывны, так что, возможно, именно такая интерпретация создает нужный эффект. Западному зрителю все же такие фильмы смотреть интереснее: если «Скрытые фигуры» кино про дискриминацию общего коммерческого плана, «Ограды» уже кажутся чем-то специализированным, особенным, не для чужих ушей. Судьба этой ленты на «Оскаре» полна загадок, и, по крайней мере, в актерских номинациях она способна все круто изменить. 5. Манчестер у моря, режиссер Кеннет Лонерган В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Лукас Хеджес Триумф Кейси Аффлека в драме простого человека, переживающего непростой жизненный период, открывает пятерку фильмов, попавших в этот список заслуженно и по праву. Об этой картине в нашей стране говорят: «так просто и со вкусом, что у нас такого никогда не снимут». Никогда не говори никогда, однако, фильм действительно чудо как хорош, несмотря на практически бессобытийное повествование. Сюжет основан на истории Ли Хэндлера, сантехника из Бостона, которому приходится вернуться в родной Манчестер после смерти старшего брата. Город встречает его тяжелейшими воспоминаниями, по причине которых он когда-то его покинул. В Манчестере основной фокус смещается на взаимоотношения Ли с племянником Патриком, помогая зрителю разобраться в том, кто такой этот главный герой, и каким он может стать. Несмотря на яркие акценты начала повествования, как и его завершения, лента совсем не кажется некоторым эпизодом из жизни людей. Напротив, она, скорее, – мгновение, что легко уловить и невозможно понять его начала и конца. Возможно, именно это и делает картину такой жизненной, первозданной. Для «Оскара» это слишком маленькое кино, но Аффлек-младший имеет очень хорошие шансы на главную актерскую статуэтку, а создатель Кеннет Лонерган – на сценарную. 6. По соображению совести, режиссер Мел Гибсон В ролях: Эндрю Гарфилд, Тереза Палмер Об этом фильме мы уже рассказывали , подводя киноитоги 2016 года. Реальная история медика Американской армии времен Второй Мировой войны Дезмонда Досса, отказавшегося убивать людей и применять в их отношении какое-либо оружие, по-настоящему покорила сердца зрителей. На экране разворачивается душераздирающее зрелище битвы за Окинаву, при которой Доссу удалось спасти более ста человек. Лента – отличный пример грамотной работы с голливудскими стандартами и разного рода клише, в сравнении с теми же «Скрытыми фигурами». С целью практически безболезненного их применения требуется шокирующая история, мощная в своем эмоциональном бездействии. Поэтому некоторый пафос, без которого в действительности не обходится ни одна режиссерская работа Мела Гибсона, здесь достаточно уместен. Шансы картины на «Оскар» совсем невелики ввиду серьезных соперников, что ни в коем случае не отменяет и не умаляет множества ее достоинств. 7. Прибытие, режиссер Дени Вильнев В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер «Прибытие» Вильнева приблизился к главным соперникам за статуэтку ближе всех, и хотя в основном сражении он примет участие лишь опосредованное (как мы убедились еще во времена «Интерстеллара», академия принимает научную фантастику с легким холодком), фильм, бесспорно, является одним из лучших за минувший киносезон. О нем мы тоже уже говорили: терпкий, холодный саспенс о контакте человека и внеземных существ – гептаподов, фильм совершенно изумительный и ни на что другой не похожий. Жуткий, по мере повествования скручивающийся в тугую пружину, местами неподъемный, отрешенный, кардинально преображающийся в финале, когда мы узнаем, что все это на самом деле – про любовь и взаимопонимание. В своей предыдущей работе феномен эффекта этой картины я называю новой парадигмой созидания, что непременно хочется еще раз подчеркнуть. При всем скепсисе, аналогов такому кино на данный момент практически нет, и это именно то, что хотелось бы подмечать и удостаивать наградами – новое слово, когда, казалось бы, все уже сказано. 8. Лунный свет, режиссер Барри Дженкинс В ролях: Махершала Али, Наоми Харрис, Треванте Родес Главный соперник «Ла Ла Лэнда» – тихий, чуткий, практически совершенный «Лунный свет» Барри Дженкинса. Фактически, это трехтомник-посвящение главным периодам жизни парня по имени Широн, невероятно смелый даже для нашей современности. Но смелость совсем не в том, что вы подумали. Здесь нет ничего о расизме, правах афроамериканцев или о сегрегации – только история одного человека, чья кожа при свете луны приобретает неоново-голубой оттенок. Смелость картины в том, как робко, но вместе с тем нежно она воспевает необходимость любви для каждого существа. Любви материнской, дружеской, духовной, и, наконец, любви к себе. Не скатываясь в морализаторство, лента словно подталкивает зрителя к одной простой, но столь сложной мысли: «никто и никогда не должен указывать, кем тебе быть. Ты обязан быть тем, кем тебе хочется». Оператор Джеймс Лэкстон создает удивительную картинку, чередуя неон и водные пейзажи, нарочито яркие лица персонажей и тусклые виды на одинаковые разваливающиеся дома. Все детали вместе складываются в нечто невероятное, простое, но одновременно безумно сложное, рассказывающее ни о чем и в то же время обо всем. «Лунный свет» точно не уйдет без наград, и сколько бы он их не получил, он наверняка заслуживает большего. 9. Ла Ла Лэнд, режиссер Дэмиен Шазел В ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг, Джон Ледженд Непобедимый фаворит, успевший собрать целый букет всевозможных наград, премий, номинаций и титулов. В представлении он не нуждается, КН публиковали о нем большой материал здесь . Скажу лишь, что как бы это ни было очевидно, и как бы ни было жаль оставшихся без наград достойных картин, – все успехи «Ла Ла Лэнда» совсем не зря. Бесстрашный мечтатель Шазел не сказал новое слово в киномюзикле, не создал свой поджанр, да и все его истины стары как мир. Однако ему удалось подарить настоящую сказку каждому зрителю своего маленького мира, которая кого-то смешила, кого-то удивляла и разочаровывала до слез, приводила в восторг и вдохновляла. Он напомнил нам, что сказка – не только история любви со счастливым концом, это множество исходов, и, каким бы путем ты ни последовал, каждый принесет тебе кусочек счастья, ведь оно, это самое счастье, можно отыскать где угодно. Я не буду оригинальной, не стану пытаться приводить новые доводы и аргументы, а просто поставлю свой заветный голос «Ла Ла Лэнду», который, вероятно, не воскресит жанр мюзикла, но впишет свое имя в историю на долгие годы. Маргарита Агаджанян

Девять лучших фильмов года по версии премии «Оскар»
© Каспийские новости