Войти в почту

Плачь, Митя, «Гуляй, Вася!»

На экранах ― новый хулиганский ромком Романа Каримова «Гуляй, Вася!», история одного счастливого развода в сельской местности. Митя (Ефим Петрунин) ― провинциал, успешно покоривший столицу, ― на всех парах мчится на малую родину, чтобы получить развод. Обычная история: были молодые и глупые, быстро сошлись, быстро разбежались. А сейчас в Москве Митю ждет новая невеста, которая ничего о «темном» прошлом жениха не знает. Однако нелюбимая жена Вася (Любовь Аксенова) ставит два почти невыполнимых условия: Митя должен предъявить преемницу, а также найти ей нового мужа. Роман Каримов, конечно, уникальное явление на нашем кинематографическом ландшафте. Во-первых, он один из немногих российских режиссеров, кто снимает комедии по формуле: «бюджет ниже среднего, качеством ― выше», но при этом всегда сохраняет узнаваемый почерк. Единственное исключение в его карьере ― большой продюсерский проект «Стартап», который режиссер так и не смог «присвоить» и потому ушел, убрав фамилию из титров. Во-вторых, Каримов ― едва ли не единственный, кого без натяжки можно назвать культовым автором. Культ этот, конечно, пока небольшой, но уже хорошо конвертируется в бокс-офис. Если первый и главный хит режиссера — остроумная мелодрама «Неадекватные люди» 2010 года -—имела феноменальный успех в сети, но окупилась лишь благодаря сверхнизкому бюджету, то новые фильмы показывают вполне приличные сборы для своего сегмента. «Гуляй, Вася!» имеет все шансы стать самым кассовым проектом режиссера. Хотя фильм успешно мимикрирует под обычный мейнстримовый продукт, это — очень ловкая комедия положений. Вроде бы режиссер играет на поле Жоры Крыжовникова («Горько!»), но оглядывается на классический бурлеск в духе Ховарда Хоукса или Фрэнка Капры: узнаваемые типажи в узнаваемых реалиях втягиваются в водоворот совершенно абсурдных ситуаций, где степень безумия нарастает от сцены к сцене. Отдельная история ― хлесткие диалоги, львиная доля которых родилась прямо на съемочной площадке. Чтобы добиться правдоподобной интонации и большей естественности, режиссер заставил актеров смотреть реалити-шоу «Дом-2». Если большинство отделалось нарезкой из разных выпусков, то Роман Курцын («Меч», «Жажда»), чтобы сыграть провинциального мачо, отсмотрел, как он уверяет, 130 часов из жизни обитателей «города любви» и как результат ― стал почти от них неотличим. Как всегда у Каримова, в кадре много малоизвестных или непрофессиональных артистов ― например, дочь фронтмена «Алисы» Константина Кинчева Вера. Все они играют в диапазоне от «хорошо» до «просто отлично», но царит здесь, конечно, Любовь Аксенова в роли стервозной Васи. Карьера актрисы стремительно набирает обороты («Родина», «Мажор-2»), и на жанр комедии ей стоит обратить первоочередное внимание. Словом, «Гуляй, Вася!» ― это вполне узнаваемый Роман Каримов со всеми привычными достоинствами и ― увы! ― с теми же недостатками. Где-то ближе к третьему акту его фильмы почему-то теряют ритм и напор. Вот и здесь ― разогнавшись, история неожиданно ухает в кювет, откуда медленно выползает к финальным титрам. Причина, скорее всего, в смене регистра ― там, где нужно от шуток переходить к морали, а от намеков ― к выводам, режиссер чувствует себя неуютно и совершает ошибки. Похвально по крайней мере то, что он хочет делать нечто большее, чем просто забавное кино, ― значит, в следующий раз должно быть лучше.

Плачь, Митя, «Гуляй, Вася!»
© Известия