От рабы любви до блондинки за углом. Пять ярких кинообразов Елены Соловей

24 февраля – юбилей Елены Соловей, народной артистки, звезды кино и театра. Ей исполняется 70 лет. Актрису хорошо знают во всей стране, но особенно - в Петербурге, где она работала в Академическом театре им. Ленсовета, снималась на студии «Ленфильм». SPB.AIF.RU вспоминает пять ярких ролей любимицы миллионов. «Раба любви», 1975 год Этот фильм стал визитной карточкой Елены Соловей и принёс широкую известность режиссёру Никите Михалкову. А ведь началось всё с грандиозного скандала. Дело в том, что первоначально картина, рассказывающая о жизни легенды немого кино Веры Холодной, называлась «Нечаянные радости». Снимал её Руслан Хамдамов. Уже была готова половина фильма, когда разгорелся конфликт: выяснилось, что отснятый материал не соответствует утвержденному сценарию. В итоге Хамдамова отстранили, и за картину взялся Никита Михалков, который тогда был начинающим режиссёром. Он изменил название на «Рабу любви» и пригласил свою команду актёров. Из старого состава осталась одна Елена Соловей, исполнявшая главную роль актрисы Ольги Вознесенской. И хотя Елена Яковлевна была в ужасе от происходящего, Михалкову она перечить не стала. И не прогадала. Фильм получился талантливый, а актриса обрела «своего» режиссёра, который затем дал ей не одну звёздную роль. «Однажды я все-таки решилась полностью посмотреть «Рабу любви», после чего сразу же сказала Никите (и это была правда!), что у нас получилась настоящая живая женщина, в которой ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, и что никакой другой она просто не могла быть», - вспоминала актриса. Но и это не всё. «Раба любви» предсказала и дальнейшую судьбу Елены Соловей: «Помните финальный эпизод, когда моя героиня уезжает на трамвае «в никуда»? Когда через несколько лет я уезжала в США, остро вспоминала песню, звучавшую в титрах: «Где же ты, мечта?» Отъезд казался мне дежа вю, предсказанным и предначертанным... » В итоге получилась картина-размышление о судьбах русской интеллигенции в переломную для страны эпоху. И хотя прошло 42 года, лента с интересом смотрится и сегодня. «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977 год В эту драму по мотивам произведений Чехова Михалков пригласил Елену Соловей, уже прекрасно зная качества актрисы. Её героиня Софья готова бросить мужа и начать «новую чистую жизнь». Но прежний возлюбленный (Александр Калягин) не готов к такому повороту. Да и у Софьи, кроме кокетства и пустой болтовни о «жизни чистой, как родник», о «работе до пота, до изнеможения» не осталось ничего. Разве что муж, погрязший в долгах. И здесь Соловей, прекрасно передающая гамму чувств, снова доверилась Михалкову. «Актеры, считающие, что они сделали свою роль самостоятельно, глубоко не правы, - считает Елена Яковлевна.- Результат во многом зависит от режиссера. Ты можешь изображать что угодно, но режиссер уберет лишнее, оставит только необходимое ему. Даже если имеет дело с гениальным исполнителем... Понимая это, я всегда с трудом соглашалась на новую роль. Хотелось сначала уяснить, почему именно я нужна для нее, именно этому режиссеру, и зачем мне самой нужна эта «параллельная реальность». И вот, когда я разбиралась, что к чему, остальные мотивы, неудобства, неудовольствия — все уходило в сторону. Я верила режиссеру, зная: он видит то, чего не вижу я, — финальный результат». Результат получился отличный. Картина и сейчас узнаваема, воспринимается свежо и имеет своего зрителя. «Несколько дней из жизни Обломова», 1979 год В фильме продолжилась совместная работа Елены Соловей и Никиты Михалкова, который называл её одной из самых удивительных актрис, с которыми ему пришлось работать. И на этот раз он пригласил её на роль Ольги Ильинской. По сюжету, между Ольгой и Обломовым возникают чувства. Эта нежная красавица пытается расшевелить, изменить Илью Ильича, укрепить его характер. Сцена, когда Ольга и Обломов в пролётке мчатся во весь опор навстречу неведомой судьбе – одна из лучших в отечественном кинематографе того времени. Обломов тоже пытается разобраться в себе, мечется из крайности в крайность. Результат предсказуем: Ольга расстаётся с Обломовым и выходит замуж за Штольца. Для Елены Соловей эта роль оказалась трудной. Во-первых, оказалось сложно совмещать работу на площадке и семейные хлопоты, ведь у неё тогда был маленький сын. Во-вторых, работа потребовала больших по глубине эмоций. «В том же «Обломове», в трудной для меня роли Ольги Ильинской, огромные отснятые куски не вошли в картину,- рассказывала Соловей. - Я, когда впервые посмотрела, ужасно расстроилась: где та романтика, та любовь, что родилась и получила развитие? Никита Сергеевич почти все убрал. А потом подумала: «Лен, как называется фильм? «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Не из жизни Ольги Ильинской. Это история не про твою героиню. Значит, она нужна только там, где с ее помощью проявляется характер главного персонажа». Я успокоилась и внутренне согласилась». Сомнения оказались напрасными. Роль получилась настолько выразительной, что актриса была удостоена премии «Серебряный щит Оксфорда» за лучшее исполнение главной женской роли. А в 1981-м картина получила премию Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке. И сегодня лента в мировом масштабе считается одной из лучших экранизаций русской классики. «Вам и не снилось», 1980 год Эта драма Ильи Фреза, созданная по повести Галины Щербаковой, стала культовой для нескольких поколений зрителей. Хотя начиналось всё не просто. Щербакова, которую тогда мало печатали, решила написать «лёгкую любовную историю». Сюжет подсказали реальные события: её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе на шестой этаж к девочке, которая ему очень нравилась. Оставил ей на балконе любовное послание, а когда спускался вниз, упал с третьего этажа. К счастью, без серьезных травм. Так родился образ – мальчик, падающий с большой высоты из-за любви вниз ... Осенью 1979-го повесть Щербаковой была опубликована в журнале «Юность», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мало того, что десятиклассники полюбили друг друга, так они еще и перестали интересоваться учебой и общественной работой. Для того времени это было неслыханно. Авторы получали сотни писем: гневных – от учителей с многолетним стажем и благодарственных — от учеников и их родителей. Соловей в фильме как раз играет учительницу литературы. Её Татьяна Кольцова не хочет жить без настоящей любви, что актриса доказывает в пронзительном дуэте с Леонидом Филатовым. Поэтому не случайно она едва ли не единственный человек, понимающий современных Ромео и Джульетту. Именно героиня Соловей вступается за ребят перед директором: «Мне неудобно вам говорить, что такое детское горе... ». На что директриса отреагировала достаточно резко: «Горе? ... Голод, война, надеть нечего... !» А ученикам объясняет, что жизнь больше, чем любовь, и в мужчине очень важны ответственность, чувство долга и порядочность. Да и родители «не звери», а просто любящие люди, которые хотят «как лучше» для своего ребёнка. Картину посмотрели 26 млн. зрителей. Она удостоена ряда престижных наград. А роль Елены Соловей стала одной из самых запоминающихся и знаковых. «Блондинка за углом», 1984 В фильме показаны два среза жизни советского общества времён застоя. С одной стороны серая и невзрачная жизнь большинства на фоне тотального дефицита, с другой — обилие материальных благ у тех, кто сумел «приспособиться». Им доступны и стиральные машины-автоматы, импортная бытовая техника, хорошие квартиры, различные деликатесы. Елена Соловей играет Регину, пианистку с консерваторским образованием. В фильме тогда уже опытная актриса Елена Соловей много помогала на съемочной площадке начинающей Татьяне Догилевой. Подружились они и с Андреем Мироновым, исполнявшим роль неприспособленного к реальной жизни физика. И хотя критики разнесли «Блондинку» в пух и прах, публике она понравилась. В 1984-м её посмотрели свыше 24 млн. зрителей. Сегодня лента входит в «золотой фонд» отечественного кино, как и роли Елены Соловей, актрисы на все времена.

От рабы любви до блондинки за углом. Пять ярких кинообразов Елены Соловей
© АиФ Санкт-Петербург