Фильм с музыкой российского композитора номинирован на "Оскар"
Жюри конкурса Panorama признала лучшим документальным фильмом картину "Я вам не негр" (I Am Not Your Negro). Фильм сделан также режиссером Раулем Пеком в копродукции Франции, США, Бельгии и Швейцарии. Но в этот ряд можно было бы добавить еще и Россию. Поскольку музыку к этой картине написал также Алексей Айги. Фильм номинирован на "Оскар" в категории "Лучший документальный фильм". И все мы с нетерпением ждем, появится ли в лауреатах нынешнего года русский след. Третья картина, представленная на Берлинале, к которой написал музыку наш соотечественник - фильм "Андре - голос вина" (Andre - The Voice of Wine). Фильм вошел в новую программу Culinary Cinema. В преддверии вручения "Оскара" с Алексеем Айги поговорила обозреватель "РГ". Алексей, на Берлинале в этом году четко была видна тенденция - российских фильмов мало, зато наши режиссеры, операторы, артисты, художники и другие задействованы в разных проектах международного уровня. Это случайность или закономерность? Алексей Айги: Не знаю. Может быть и совпадение в этом году. А возможно, оттого, что не было российских фильмов в основном конкурсе, все начали в других программах что-то "вылавливать". Говорю не только о Берлинском кинофестивале. Получается, что наши специалисты ищут применение и востребованы в кино по всему миру. Алексей Айги: Это и хорошо, потому что показывает: у нас есть профессионалы, которые могут работать не только в России. Вот вы в России супервостребованы - написали музыку более чем к 70 фильмам. У меня складывается впечатление - какое кино не посмотрю, в нем композитор - Алексей Айги. Алексей Айги: Я в России в кино уже два года как не работаю. То есть выходят те проекты, к которым вы писали музыку раньше? Алексей Айги: Уже и не выходят. В 2015 вышел фильм, который, к сожалению, мало кто видел - "Наследники" Владимира Хотиненко. Он был на ММКФ. С тех пор почему-то тишина. В тот же год было два проекта - я обрабатывал музыку Петра Тодоровского для картины "Встречи на Эльбе". И работал с Андреем Прошкиным в фильме "Орлеан", но в нем я тоже не основной композитор: моей музыки - 15-20 процентов. Главный саунтрек - группы "Tiger Lillies". Это если говорить о кино. Сейчас у меня в России есть сериальный проект - "Доктор Рихтер" - адаптация "Доктора Хауса". В прошлом году я работал над сериалом "Мата Хари". Сколько у вас сейчас проектов за пределами России? Алексей Айги: Я закончил в декабре американский проект, но про него еще рано говорить, фильм еще не готов. Дальше пока все свободно. Чем отличается, работа над музыкой для полнометражного фильма и для сериала? Алексей Айги: Смотря о каком сериале говорить. Если речь об историческом мини-сериале, например, как "Мата Хари", то там такая же работа, как и в кино. Запись с симфоническим оркестром, работа над каждым эпизодом и так далее. Просто обьем значительно больше. А если говорить о многосерийных проектах на современную тематику, то там все проходит по-другому. Тот же "Доктор Рихтер" - сейчас уже снято 24 эпизода. Пишется какое-то количество музыкальных тем, которые обрабатываются и перекладываются на разные серии. То есть нет такого, что пишешь музыку от начала до конца. В сериале может быть одна тема, пять, двадцать... С развитием, без развития.... В сериале делается количество тем на несколько серий, а потом уже идет расстановка музыки по эпизодам. Эта работа, конечно, менее творческая. В кино ты выстраиваешь полную звуковую картину, с развитием, какими-то музыкальными арками между эпизодами. О чем забывают, увы, многие, думая, что саундтрек это некое подобие сувенирной лавки, набитой самым разным материалом. А в западные сериалы вас приглашали? Алексей Айги: Как раз с режиссером Раулем Пеком мы познакомились во время работы над политическим сериалом "Школа Власти" про поколение политиков Франсуа Оланда в 70-е годы. Он вышел в 2008 году во Франции. И это была единственная, по-моему, копродукция канала "Арте" и "Канала Плюс". Тема власти интересна Пеку, это чувствуется, например, в фильме "Молодой Карл Маркс". Режиссер вроде бы и хотел рассказать нам о том, каким был в юности классик, но все равно обсуждение политических идей превалирует. Алексей Айги: Пек - политически ангажированный режиссер. Он занимается этим совершенно сознательно. Когда пишешь музыку к такому фильму, как "Молодой Карл Маркс", не тянет все время в сторону "Марсельезы", гимнов и маршей? Алексей Айги: Не тянет. Пишешь музыку соответственно задаче режиссера и происходящему на экране. Но для этого фильма я написал свою версию "Марсельезы" - песню, что герои поют на митинге. Получилось вполне похоже на французскую музыку времен революции. Я так и подумала, что это - народная песня. Алексей Айги: Но это я написал. Они раскопали какой-то старый текст песни рабочих. Суть его в лозунгах "Вперед!", "Надо разрушить старый мир!". Очень похож на "Марсельезу", но другой. Я написал под него музыку, песню озвучили актеры и выучили музыканты, получилось очень похоже. Пелось и игралось все вживую в кадре. В фильме вся музыка - моя, кроме старинной ирландской песни - ее авторы нашли в архивах. Работали мы сложно - искали в Москве музыкантов, которые должны были ее сыграть и спеть, а потом уже актеры выучили на слух. Потому что оригинал было очень сложно повторить - ее пел одинокий старик, голос его вибрировал, некоторые слова были непонятны за звоном бокалов. А уже наши московские музыканты из группы N’Cage сделали ее более понятной для актерского хорового пения. В фильме "Молодой Карл Маркс" ее поют в тот момент, когда Энгельс проходит к будущей жене Мэри знакомиться и получает от рабочего по носу. Премьера фильма и показ для прессы на Берлинале прошли с аншлагами - каково было настроение у команды? Алексей Айги: Группа довольна - нас принимали хорошо. Рауль волновался. Для него это была значимая работа - он снимал фильм 10 лет. Он хотел показать, что Маркс был живым человеком, а не какой-то искусственной выдуманной фигурой; что Маркс переживал за то, что делал, а не просто придумывал какие-то абстрактные идеи. С Раулем вы сделали еще фильм "Я вам не негр" (так предпочитают переводить в России), который номинирован на "Оскар". Это же не первый раз, когда фильмы, к которым вы пишете музыку, претендуют на эту премию? Алексей Айги: Первый. Потому что российские фильмы номинируются на "Оскар" только в качестве "лучшего иностранного". Два фильма, к которым я писал музыку - "Дикое поле" Михаила Калатозишвили и "Орда" Андрея Прошкина имели шансы быть выдвинутыми на "Оскар", но не прошли отбор российского оскаровского комитета. Так что у вас возможен "Оскар" впервые. И вы не едете на церемонию... Алексей Айги: Нет - не я же лично номинирован, а фильм. Поедут режиссер и продюсеры. Я думаю, что "Оскар" - это нервно и немножко скучно. Потому что нужно определенным правилам подчиняться, быть соответственно одетым и так далее. Думаю, что все, кто ходит по раутам "Оскаровской недели" - очень нервничают. Рауль Пек работал на фильмом о Марксе 10 лет, а сколько лет вы писали музыку к нему? Алексей Айги: Значительно меньше. Начал осенью, окончил весной. Монтаж был достаточно долгим, фильм делали много времени. Но я не все время работал над этим фильмом, потому что попутно была "Мата Хари" и другие проекты. В каком количестве проектов вы можете работать одновременно? Алексей Айги: Больше двух тяжело делать. И лучше чтобы вначале был один, а потом - второй. Если проекты разные, то еще можно переключаться. Один день работать над историческим фильмом, а другой, скажем, - над современным. Но если фильмы схожи по тематике, то в итоге пойдет стилистически одинаковая музыка, в которой можно запутаться самому. У меня бывало, что я что-то делал одновременно. И это достаточно большая проблема. При том, что все картины - очень разные. И в какой-то момент я один фильм откладывал, чтобы окончить другой, так как нужна полная концентрация на проекте. Как вы думаете почему в Берлине был такой интерес именно к фильму про Карла Маркса. Молодое поколение вряд ли его знает, немцы уже не придают такого значения учению социализма... Алексей Айги: Когда я первый раз встретился с Паскалем Боницером - сценаристом картины, то спросил, мол, что вы сейчас делаете. Он ответил, что пишет сценарий про Карла Маркса. Это было в 2006 году. Я пожал плечами, и он сказал: "Такая вот у нас история немодная". Через несколько лет, когда случился первый кризис 2008 года, портреты Маркса появились на обложках всех журналов, и его имя стало снова актуальным. Маркс предвидел массу всего, включая современный экономический кризис, все это описал в своих работах, но его учение задвинули и забыли. А сейчас оказалось, что все экономические проблемы, о которых он говорил, появились заново. У меня во время просмотра вдруг возникло чувство: почему революцию, которую они придумали, совершили именно у нас? Алексей Айги: Маркс не придумал революцию, он все-таки теоретик, а не практик. Он и не хотел и предупреждал, что не надо революцию делать именно в России, и в фильме говорится об этом. Потому что все должно быть подготовлено и на определенной платформе, а не просто так. Иначе вместо революции будет что-то совсем другое. Маркс не виноват в том, что мы творили. Если бы не было Маркса, взяли бы какую-то другую доктрину или сами бы написали. Поэтому это уже к Марксу не имеет отношения. А на излете СССР во времена моего детства Маркс уже превратился в смехотворную карикатуру, и никто не воспринимал его всерьез, опять же, благодаря "узурпации" его идей Лениным и компанией. Как получилось что вы продолжили работать с Раулем Пеком над фильмом "Я вам не негр". Ему понравилось сотрудничество с вами? Алексей Айги: Раулю комфортно работать с постоянной командой. И мне приятно, что я стал ее частью. С тех пор, как только он затевает новую работу, то меня предупреждает, что скоро мы начнем. А работа над фильмом "Я вам не негр" была неожиданной - выскочила как чертик из табакерки. Потому что "Маркс" был долгий, с постоянными поездками: монтировали в Бельгии, что-то делали во Франции, сведение было в Германии.... Но Рауль мне говорил, что будет еще один проект, снятый по воспоминанием американского борца за права темнокожих и журналиста Джеймса Болдуина, по его незаконченному роману "Вспомни этот дом". И что он очень важный. Я думал, что это - художественный фильм. И что он снимет, сдаст ту картину, и мы приступим через какое-то время к следующей. А тут - весной, только-только мы записали "Маркса", как Рауль напоминает, мол, помнишь, я тебе говорил, на днях пришлю монтаж, уже почти все готово, и к лету мы должны все закончить - сроки поджимают. Оказалось, все это время, он успевал работать и над фильмом "Я вам не негр". На самом деле точный перевод "Я не твой негр". Вы написали за месяц? Два? Алексей Айги: Примерно за месяц. Но потом уже, когда было все готово, мы возвращались в студию - какие-то вещи доделывали. Там большая джазовая часть, так что мы снова и снова импровизировали на те же темы с учетом пожеланий режиссера. Так как он работал над финальным сведением "Маркса", то не смог приехать в Москву на запись. До этого он приезжал на все предыдущие и уже "обжился" на Мосфильме. Вы сами довольны этой работой? Алексей Айги: Очень доволен. Получилось все спонтанно, но может так и надо? Я работал быстро, что-то добавлял в процессе. Там достаточно много импровизаций, неожиданностей. Работа скорая, но в итоге удачная. Она уже вышла в Америке отдельным саундтреком. Третья ваша работа, которая была представлена на Берлинале, фильм "Андре - голос вина". Алексей Айги: Андрей Челищев - русский эмигрант, представитель древнего аристократического рода, связанного с Гончаровыми, в нем есть и художники, и архитекторы. В Москве стоят дома, построенные Челищевыми. Андре покинул Россию после революции. Жил во Франции, других странах Европы, и в итоге попал в Америку. И так как еще во Франции начал заниматься вином и виноделием, заново "придумал" калифорнийские вина и сделал их знаменитыми на весь мир. Внучатый племянник Марк Челищев снял о нем фильм. Он родился, как и его родители, уже в эмиграции, говорит по-русски, но с акцентом. Алексей, в российском кино недавно появилась профессия, которая называется саунд-дизайнер, вы с такими специалистами сталкивались? Алексей Айги: У нас в кино существует проблема отношений звукорежиссера-композитора, теперь еще и саунд-дизайнера. Но профессия саунд-дизайнера касается, скорее, "блокбастеров". Звукорежиссеры работают на фильме дольше, а композитор приходит, когда уже создана некая звуковая картина. И здесь нужно понимать, что композитор в данном случае - главнее, если говорить о конкретном куске фильма к которому написана музыка. Потому что у музыки есть начало, конец, и своя логика развития. И если ее перебивать саунд-дизайном, он разрушает течение музыки во времени, и получается ни то, ни се. Но это не всегда все понимают. Некоторые просто могут музыку "разрезать" посередине, но музыка - это как речь человека, им же не приходит в голову реплики актеров "резать" посередине слов? Вам удается решить эту проблему? Алексей Айги: К сожалению, последнее слово не за мной. А на перезаписи присутствуют звукорежиссер и режиссер. У меня были фильмы, испорченные звукорежиссером. Ради его литературной идеи снимали или резали музыку. И вы убирали фамилию с титров? Алексей Айги: Нет. А зачем? Я не всегда и знаю об этом. Но бывало возникало чувство, что работал зря. Есть опасность самого себя повторять в своей музыке к разным картинам? Алексей Айги: Есть. Но я не думаю, что это такая уж и опасность. Конечно, если люди копируют свою музыку из одного фильма в другой - это и некрасиво, и подсудно. Потому что разные правообладатели. Но у каждого композитора есть своя стилистика, и работать в ней - это нормально, и похожие мотивы, конечно, могут быть. Другое дело, что разные фильмы должны вызвать различные эмоции, соответственно, разную музыку. Можете вспомнить случай, когда вам в голову совершенно неожиданно приходила музыка - в самый, казалось бы, неподходящий момент. Алексей Айги: Мне, бывает, снится музыка. Я просыпаюсь и пытаюсь на бумажке быстро ее записать. Потом иногда не понимаю, что это и не могу разобрать каракули. Но, случается, и записывается. Но вообще мне музыка приходит в голову очень часто, например, при прослушивания чужой музыки, или от звуков, которые я слышу. Моя голова постоянно анализирует звуки вокруг. Например, какой-то красивый гудок. Я могу его потом продлить, придумать и продумать, и уже напевать какую-то музыку. Так же и от чужой музыки - могу ухватить кусочек, начать импровизировать, и что-то свое сочинять. Любое звуковое впечатление важно для композитора. В Москве постоянно получаю приглашения на концерты вашей группы "4’33". Часто не хватает времени сходить. А тут на "Кинотавре" получила драйв и массу хороших эмоций, еще и поразилась тому, как вы все выкладываетесь. Часто ли у вас концерты? Чувствуете ли себя "выжатым" после них и способны ли что-то писать? Алексей Айги: Концерты - важная часть жизни, которая позволяет развиваться и что-то придумывать. Группа существует уже 24 года. И большинство музыкантов играет в ней уже 15- 20 лет - старые друзья. Мы даем один-два концерта в месяц - не так часто, как хотелось бы. Конечно, мы очень устаем физически, так как стараемся играть "как в последний раз". Но тут чем больше отдаешь - тем больше получаешь. Это важный процесс - выходить на публику: только сидеть дома и писать музыку я бы, наверное, с ума сошел. А тут - живое общение, отдача. Я бы без концертов не нашел себя. Обычно после выступления сил нет писать музыку - ни вечером, ни утром. Но когда надо - садишься и делаешь. В любом состоянии приходится работать. Кто ваши любимые кинокомпозиторы? Алексей Айги: Даже не знаю. Не люблю музыку в кино.