Войти в почту

Голливуд на Иртыше, или «нефтяные» деньги на экране — 2

В каком уральском городе снимались Гоша Куценко, Марина Александрова, Дмитрий Брекоткин, Вадим Галыгин и Алиса Гребенщикова? Откуда начал путь в кинематограф режиссер «Начальника Чукотки»? Какие сериалы были первыми у «отца» популярных ситкомов «Кадетство», «Папины дочки» и «Кухня»? Провожая Год российского кино и встречая XV фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» продолжаем рассказывать о достижениях югорской «фабрики грез» — кинокомпании «Югра-фильм» и телерадиокомпании «Югра». В начале двухтысячных, когда Ханты-Мансийский округ вступил на ниву производства кинолент, пожалуй, главной целью для заказчиков и создателей фильмов было заявить о развивающемся регионе. Поэтому главной темой югорского кино стала сама Югра, ее история и современность. Нефть и слава Производственная драма в формате сериала «Буровая» (2007 год) и ее продолжение «Буровая 2» (2009 год) — попытка в художественной форме показать то, на чем держится благосостояние региона – нефтедобычу. На постере картины даже логотип есть: «9 млрд тонн нефти: Югра – России». История разворачивается в наши дни в районе городка Нефтеюгорска (собирательный образ реально существующих Нефтеюганска и Югорска). «Между нефтедобывающими бригадами идет постоянная борьба за добычу чёрного золота. Тяжелые трудовые будни, крепкая мужская дружба и извечный любовный треугольник — история длительностью не в один десяток лет» — написано в релизе. И хотя создатели фильма смогли привлечь в актерский состав таких звезд, как Владимир Стеклов и Татьяна Догилева, сериал остался малоизвестным, и даже на Кинопоиске не получил ни оценок, ни рецензий, ни отзывов. kinopoisk.ru Куда больше повезло двум другим сериалам югорского производства – «Золото Югры» и «Сокровища мертвых». Первый – на производственно-криминальную тему, о друзьях, которые борются с организованной преступностью в «нефтянке». Выпущен к 70-летию ХМАО. Оценка выше пятерки на Кинопоиске означает смотрибельность, что для 2001 года (именно тогда вышел на экраны один из первых югорских сериалов) – очень даже неплохо. «Сокровища мертвых» (2003 год) имеет рейтинг аж 7,2 балла. В главной роли – Михаил Мамаев. В нем к югорской природе и любимой киношниками рубежа тысячелетий бандитской тематики добавлена еще одна привлекательная составляющая – легенда о кладе и элемент мистики. Легенда о таинственной Золотой бабе действительно бытует в югорском крае и уже не первое десятилетие не дает покоя кладоискателям. Согласно преданиям, это отлитая из золота женская статуя размером с человека, спрятанная языческими волхвами во времена гонений то ли на берегах р. Казым, то ли в низовьях Оби, то ли на священных ханты-мансийских холмах. Открыться клад может только при соблюдении определенного ритуала – это, опять же, по поверьям. А в сериале находка представлена, конечно, по-своему. Кстати, режиссером всех трех мыльных опер стал Игорь Шавлак – российский актер и режиссер. К сожалению, адресовать ему благодарность напрямую не получится: в настоящее время его местонахождение неизвестно. По слухам, артист уехал из России и скрывается, так как не смог рассчитаться с кредиторами после провала последнего фильма «Путевой обходчик» (2007 год). История и реальность Еще один фильм, теперь уже документальный – недавнее творение ТРК «Югра». Это двухсерийная лента Артура Михайлова «Коровьи-ножки», снятая при участии краеведа Николая Коняева и сотрудников Березовского краеведческого музея. Она названа по фамилии жителя города Березова, который в 2007 году помог организовать побег Льва Троцкого из ссылки. Создатели фильма рассказали о тех событиях, сообщили о версиях причин, по которым Кузьма Ларионович взялся помогать революционеру, а также постарались воссоздать исторические события наглядно. Роль Льва Давидовича исполнил молодой актер театра и кино Егор Морозов, уроженец Ханты-Мансийска. Полнометражный художественный фильм на историческую тему — «Красный лед. Сага о хантах Югры», снятый по роману югорского писателя Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах» в 2010 году. Основа сюжета – реальные исторические события 30-х годов прошлого века, когда в ответ на борьбу советской власти с религиозными культами и поверьями остяки (ханты) поднимают Казымское восстание. Роль Веры, ставшей «остяцкой мадонной», исполнила Марина Александрова, также в ролях Дарья Мороз, Александр Лымарев, Александр Баширов, Михаил Евланов. Главным консультантом стала Мария Волдина, известная поэтесса, журналист, деятель культуры из народа ханты. И ее, и автора романа Еремея Айпина, и других представителей интеллигенции из числа коренных северян можно видеть на экране – в эпизодах и в массовке. «Хантыйский вестерн», как его иногда называют, не щадит зрителей, в нем демонстрируются и жертвоприношения, и жестокие сражения. Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ, но публика не единодушна в его оценке, немалому числу кажется слишком явным и нарочитым его антисоветский характер. Впрочем, в описываемых событиях было так много трагического, что у северных народов жива память о потерях и страданиях того времени. Продолжение следует.