Войти в почту

Как на "Оскаре" мечтатели проиграли прагматикам

"Не знаю, что это было, но виню в этом себя", - сказал в конце церемонии ее ведущий Джимми Киммел. Да-да, на несколько минут все мы поверили, что "Ла-Ла Ленд" получил заветную статуэтку за лучший фильм - и вполне предсказуемо, без подвохов, - как вдруг выяснилось, что актер и режиссер Уоррен Битти, вручавший награду, кажется, взял не тот конверт. На самом деле победитель в этой номинации - "Лунный свет". А ведь хотелось произнести: "Я так и думал" или "Что и требовалось доказать"! Мюзикл Дэмьена Шазелла считался по всем раскладам главным фаворитом - и по степени зрелищности, и по обсуждаемости, и по всеобщей симпатии. Многие прожженные кинофанаты даже не сомневались в ином результате и просто проспали церемонию "Оскара". А зачем? Встанешь с утра, прочтешь о прогнозируемых победителях и потрешь руки с внутренним удовлетворением. Потому что "Ла-Ла Ленд" - из тех фильмов, про победу которых приятно узнавать, даже если это происходит без особенных сюрпризов. В этом смысле он, разумеется, был достоин "Оскара" как один другой. Но мечтатели в этот раз уступили место прагматикам. И, чего больше всего опасались романтики, победила пресловутая политкорректность. О ней говорили с той же интенсивностью, с которой обсуждали отсутствие афроамериканцев в номинациях прошлого года. Но до последнего момента не хотелось верить в то, что фильм Барри Дженкинса о взрослении чернокожего американца возьмет главную награду. Поймите меня правильно: "Лунный свет" - сильная картина, погружающая зрителя в жестокие реалии жизни в Майами, в самые ее беспросветные глубины. И взросление главного героя в подобных обстоятельствах похоже на инструкцию по человеческому выживанию - причем, не столько даже на физическом, сколько моральном уровне. Чтобы остаться человеком, нужно как можно меньше вглядываться в эту бездну, иначе, как сказал бы Ницше, бездна начнет вглядываться в тебя. Но если бы не тот интеллектуальный фон, который возник вокруг церемонии "Оскара". Если бы не всеобщие ожидания победы "Ла-Ла Лэнда"… А теперь еще и этот унизительный казус во время награждения, бьющий по репутации не только премии, но и создателей фильма, которые уже принялись со сцены расточать благодарности родным и друзьям и, возможно, приготовились говорить о важных жизненных вещах (например, о проблемах экологии или правах животных), и тут на тебе - на сцену, похоже, должен выйти другой коллектив. Вы не обижайтесь, пожалуйста, но надо уступить место настоящим победителям. Такое развитие событий само по себе могло получить "Оскар" - правда, жанр прегрешения окончательно трудно определить, трагедия ли это или фарс. Но "Лунный свет" победил. Как победили в номинациях лучшей женской и мужской роли второго плана чернокожие актеры Виола Дэвис (фильм "Ограды") и Махершала Али (опять же - "Лунный свет"). И конечно же этот факт припомнят прозорливые аналитики, оставив за скобками победу Эммы Стоун за лучшую женскую роль и неподражаемо-меланхоличного Кейси Аффлека за лучшую мужскую (в фильме "Манчестер у моря" он сыграл бесхитростного сантехника, внезапно ставшего опекуном сына своего умершего брата). Мол, успех Кейси и Эммы - из разряда "естественного положения вещей". Тут и сомнений не было. А вот в остальном… Горький привкус-то все равно останется, понимаете? Разумеется, можно говорить, что в "Ла-Ла Лэнде" мало кинематографического "мяса", что он слишком слащав и мелодраматичен, что это не оскаровский размах, когда особым уважением пользуется социальный подтекст и глубокий психологизм (хотя за высоким статусом "психологического кино" частенько прячутся скучные фильмы). Но то, что романтическая лента попала в одну компанию с такими суровыми зубрами, как "Лунный свет" и "Манчестер у моря", говорит о многом. И то, что числился среди фаворитов. И то, что по количеству номинаций (14) повторил рекорд "Титаника" и "Все о Еве". И - главное - то, что режиссер картины, Дэмьен Шазелл, все же получил свою заслуженную статуэтку за лучшую режиссуру и стал самым молодым режиссером, когда-либо получавшим "Оскар" в этой номинации. Но догнать "Татаник" по числу "Оскаров", увы, не удалось.