Феерический «Тони Эрдманн»

В российском прокате — один из главных европейских фильмов года, немецкая трагикомедия «Тони Эрдманн» Марен Аде о том, как вставные челюсти фокусника помогают остаться человеком. Пенсионер Винфред (Петер Симонишек), похожий на постаревшего и погрузневшего Микеле Плачидо, больше всего на свете любит розыгрыши. Никто из родных, друзей, соседей его в этом увлечении не поддерживает. Даже родная дочь отца не понимает: сухая и скучная топ-менеджерша Инес (Сандра Хюллер) едва нашла для него пару-тройку слов, когда заехала погостить. Чтобы исправить положение, Винфред без предупреждения отправляется в Бухарест, где дочь строит карьеру в большой транснациональной компании, но и там ему оказались не рады. Чтобы растормошить Инес и ее приземленных коллег, он надевает идиотский парик с накладной челюстью и превращается в Тони Эрдманна ― эксцентричного тренера по личностному росту. Тем, кто не следит за фестивалями, этот фильм легко упустить из вида. В кадре нет ни одного известного актера (да и много ли сейчас известных немецких актеров, кроме Тиля Швайгера?), имя режиссера ― 40-летней Марен Аде, одной из лидеров «берлинской школы», также ничего не говорит широкому зрителю. Тем не менее это тот случай, когда идти в кино нужно обязательно. Начать стоит с того, что немецкие фильмы редко берут на Каннский кинофестиваль. «Тони Эрдманн» смог пробраться в основной конкурс и, хотя не завоевал больших призов (только награду ФИПРЕССИ), влюбил в себя всю критику поголовно. Дальше уже пошла победная серия ― в декабре фильм выиграл пять статуэток Европейской киноакадемии, в том числе за лучший фильм и режиссуру, и получил номинацию на «Оскар». Отчасти своим успехом фильм обязан румынскому колориту. Камера почему-то любит местную фактуру ― например, в конце 2000-х британец снял в Румынии странную драму «Каталин Варга» и отхватил приз в Берлине. Еще раньше два француза в лучших румынских традициях сделали здесь хоррор «Они», который стал заметным фильмом французской волны ужасов и открыл режиссерам путь в Голливуд. Теперь к ним добавилась немка Марен Аде. Впрочем, эта история могла произойти где угодно, почти в любом уголке мира, где есть города, деньги и «белые воротнички». «Тони Эрдманн» ― это действительно остроумное, четко выверенное и при этом очень живое кино о том, как современный мир умных гаджетов, большого бизнеса и высокой корпоративной культуры превратил нас в бездумных роботов, живущих по скучным, раз и навсегда отлаженным алгоритмам. Мысль это не новая, но в отличие от большинства морализаторов Марен Аде не только клеймит, но и предлагает решение. Имя этому решению ― Тони Эрдманн. Бессмысленное и бесцельное нарушение всевозможных правил и норм, которые облегчают нашу жизнь, но выхолащивают из нее весь смысл. И сам фильм ― своего рода мастер-класс по подобному карнавальному веселью. Юмор здесь совсем не киношный, а как будто из реалити-шоу про подглядывание за обычными людьми ― пополам с неловкостью. Поначалу странно, непривычно, а потом ― невозможно оторваться. Кульминационная сцена на вечеринке Инес ― вообще один из самых смешных моментов в кино последних лет. В итоге, конечно, окажется, что условности сильнее весельчака со вставной челюстью, но это ведь только одна битва из многих. В игру, предложенную режиссером, может поиграть каждый, а значит, кому-то да повезет победить.

Феерический «Тони Эрдманн»
© Известия