«Макконахи должен петь в кино чаще»

Многим ли режиссерам удавалось, заслужив известность в игровом кино, затем успешно попробовать себя еще и в анимации — причем в формате блокбастера? Гарт Дженнингс переносил на киноэкран «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, создал культовые клипы Blur и Fatboy Slim, а теперь дебютировал в большой народной мультипликации, сняв обаятельный, авантюрный мюзикл «Зверопой» — о том, что магию театральных подмостков в большом городе чувствует и овца, а свиноматка, грандж-ежиха и мышь-альфонс могут спастись от рутины частной жизни и персональных забот певческим конкурсом, «Голосом» для животного мира. «Лента.ру» поговорила с Дженнингсом об этом новом для него опыте и сложности расчета на миллионы зрителей со всей планеты, а заодно напомнила режиссеру о клипе на песню Coffee&TV. «Лента.ру»: Долго вас пришлось уговаривать, чтобы взялись за режиссуру мультипликационного кино? Гарт Дженнингс: Вовсе нет. Мы встретились за чашкой чая с Крисом Меледандри из Illumination — а он же не только очаровательный собеседник, но и настоящий визионер. Крис был увлечен идеей истории, которая бы строилась вокруг конкурса талантов, но среди представителей животного мира. По каким-то только ему известным причинам — для меня они до сих пор не очень очевидны (смеется) — ему показалось, что этот сюжет хорошо будет сочетаться с моим стилем режиссуры и навыками. Мы оба посмеялись, поделившись друг с другом любовью к телевизионным конкурсам талантов — к слову, изначально «Зверопой» именно такие шоу должен был пародировать. В общем, то ли дело в обаяния Меледандри, то ли в чай что-то мне подмешали, но согласился я тем же утром и вскоре начал работать над сценарием. Но лишь через несколько месяцев, уже после первых встреч с командой аниматоров, я наконец сообразил, за кино какого именно масштаба и сложности производства взялся, — и схватился за голову. Настолько огромной производственной махиной оказался анимационный блокбастер? Вы себе даже не представляете! Собственно говоря, я и сам не очень себе представлял — с элементами мультипликации я до этого в своей работе сталкивался, но они были слишком незначительны, служили скорее визуальными эффектами, а не основным инструментом в работе над фильмом. Мультфильм уровня «Зверопоя» — мягко говоря, совсем другое дело: Огромная команда, отдельные группы которой параллельно работают над разнообразными элементами фильма. Строгий и требовательный съемочный график, заставляющий тебя все время функционировать в режиме цейтнота. Самый большой бюджет в моей карьере. Обязательства отчетности перед студией. Всегда критически забитые расписания съемок у наших звезд озвучки. Все на вас? Да, все это мне нужно было держать под контролем, причем одновременно — более того, направляя и поправляя, корректируя или и вовсе возвращаясь к сценарию, чтобы пока не поздно, переписать его. Я был очень наивен, соглашаясь на эту нервотрепку без раздумий — но после первых двух сумасшедших, самых сложных в моей профессиональной карьере месяцев перестройка моего рабочего существа пошла намного быстрее. Потом я уже быстро освоился. Понятно, что это большой студийный проект, то есть не самые свободные условия для режиссера. Но вам наверняка хотелось привнести и в эту историю что-то персонально для вас важное? Конечно, а иначе какой смысл был бы в принципе в этом участвовать? Мне хотелось, чтобы «Зверопой» при всей своей интернациональной ориентации все же нес печать моего авторского труда. Хочется надеяться, что мой почерк узнается — начиная с персонажей и заканчивая подходом к структуре. Например, романтичного гориллу-гангстера Джонни и говорящую на лютом кокни банду его папаши-рецидивиста я придумал, вспомнив гигантских, потных, сквернословящих папаш, которые в моем футбольном детстве вечно стояли у бровки и орали нам, судье, собственным детям. Еще мои музыкальные вкусы нашли отражение в подборке песен. Хочется также верить, что «Зверопой» получился таким насыщенным по действию как раз благодаря моему решению позаимствовать ключевой прием у фильма «Обязательства» — была в начале 1990-х такая популярная ирландская музыкальная комедия, где герои сначала были по отдельности представлены в обстоятельствах своей обычной жизни — и только потом преображались, попав на сцену. С такого же представления персонажей начинается и наш мультфильм. Моим любимым персонажем стала легендарная актриса-затворница, богемная пожилая овца. Вы же ее срисовали с Глории Свенсон в «Бульваре Сансет»? Да-да, «Бульвар Сансет» — один из самых любимых моих фильмов. Но есть в этой овце-диве и кое-что от Джоан Коллинз. А вы, кстати, заметили в фильме зверей, срисованных с Уэса Андерсона и Эдгара Райта? Они там есть? Я пропустил, к своему стыду. Да, и их озвучили сами Уэс и Эдгар, представляете? Мы знакомы много лет, и в знак уважения друг к другу завели привычку появляться в камео в картинах друг друга. Так что я попросил их записать по реплике и для эпизодических персонажей «Зверопоя»: Райт стал Козлом, а Андерсон подарил свой голос Жирафу с очень тонкой шеей. Да, еще своих четырех сыновей я попросил озвучить поросят, детей Роситы, одной из главных героинь мультфильма. Воспользовался служебным положением. У вас и на озвучке главных персонажей заняты настоящие звезды: Скарлетт Йоханссон, Риз Уизерспун, Мэттью Макконахи, Тэрон Эджертон. Легко было с ними работать? Не забывайте Сета МакФарлейна — самого одаренного в нашей группе певца. Сложностей не было ни с кем — разве что у Тэрона было меньше певческого опыта, чем у остальных, плюс ему приходилось петь с заметным кокни-акцентом, что вдвое усложняло его задачу. Он очень старался и в итоге справился на ура. Риз и Скарлетт, конечно, известны в том числе и певческими талантами — Йоханссон ведь даже альбомы записывала. Ее героиню-ежиху я списал с Трэйси Торн, вокалистки Everything But the Girl, а потом привнес еще и элемент панка, а также ужасного бойфренда. Но больше всех удивил озвучивший коалу Бастера Мэттью Макконахи — никто об этом толком пока не знает, а у него очень интересный голос, обаятельный, лиричный. Мы поражались весь процесс озвучки, почему он чаще не поет в кино. Для меня работа со всеми этими звездами была новым, невероятным опытом — разве удалось бы мне с ними посотрудничать в игровом фильме? Мне бы на такой никогда денег не дали. А в анимации — пожалуйста. Вообще, у вас карьера складывается очень интересно — ее к общему знаменателю не получается привести никак. Ну да, и мне это как раз очень нравится! (смеется) Захотел — снял фантастическую комедию, захотел — инди о детском взрослении, теперь вот — анимационный мюзикл. Мне никогда не хотелось принадлежать к одной, четко ограниченной режиссерской категории, быть только комедийным режиссером или считаться независимым. Наоборот, думаю, разнообразие предыдущих опытов — включая, конечно, и рекламу, и клипы, которые я снимал — сильно облегчило мне подготовку к «Зверопою». Все-таки работа над анимацией часто требует навыков, которые в игровом кино не приобретаешь на фильмах одного жанра. Но, кстати, мне кажется, что есть нечто, объединяющее все мои фильмы. Что же это? Как бы я себя ни переделывал, остаюсь неисправимым оптимистом — и это неизбежно передается всем моим работам. А еще, конечно, я очень музыкально устроен, и богатый опыт работы над клипами вошел в мою ДНК. Я не раз вспоминал о нем на «Зверопое» — так много наблюдал за музыкантами на площадке, что их повадки и манеру держать себя было нетрудно передать и зверям из нашего мультмюзикла. Вас по-настоящему прославил ведь клип на «Coffee&TV» Blur — настоящая классика жанра. Как думаете, в чем секрет его долговечности? В юношеской энергии, желании себя показать и создать что-то, чего не делал никто и никогда, — такими были тогда мы, я и мой продюсер Ник Голдсмит. Идею мы сочинили быстро, это буквально было озарение, после чего мы уже не сомневались в результате. Чтобы его достичь, пришлось, правда, прилично помучиться. Но клип стоил того. Хорошие были времена! Кстати, думаю, «Зверопой» родом именно туда. «Зверопой» выйдет в российский прокат 2 марта

«Макконахи должен петь в кино чаще»
© Lenta.ru