"Логан": о старом мутанте замолвите слово
Живет теперь Росомаха в халупе со страдающим Альцгеймером профессором Ксавье и носфератуподобным Калибаном. Прочие мутанты к 2029 году - времени действия фильма - все извелись, а новые не родятся. Как именно извелись мутанты - не особенно понятно. То ли газировкой потравились (это не шутка, отравленная газировка в сценарии действительно фигурирует), то ли просто изловили всех аугментированные (как в Deus Ex) молодчики. В комиксе, на котором частично основана картина, своих товарищей порубил на винегрет сам Логан, коварно обманутый злодеем Мистерио. Но никаких явных отсылок к этому в фильме нет, и причина исчезновения "Людей Икс" остается загадкой. Загадочен в немалой степени и тот факт, что в 2029-м крутые ручные протезы делать научились, а мобильники и автомобили остались такими же, как сейчас. Но вернемся к Росомахе. К косматому герою обращается мексиканская женщина с просьбой отвезти ее якобы дочь - а на самом деле мутанта из пробирки - в Северную Дакоту. Тот, поломавшись для вида, соглашается. И отправляется в путь по сухим, залитым солнцем равнинам, предусмотрительно прихватив сюжетный рисунок шедевра игростроения The Last of Us, где бородатый мужчина, волочащий за собой груз прошлого, путешествует по безрадостному миру будущего с девочкой, олицетворяющей надежду на лучшее. По дороге он будет старчески кряхтеть, кашлять, нуарно прикладываться к спиртному, постепенно притираться и привязываться к спутнице, в перерывах между перечисленным брутально и натуралистично убивая нехороших дядек, чему благоприятствует "взрослый" рейтинг R. Впрочем, кавычки у слова "взрослый" смело можно отбросить, поскольку "Логан" - это первая и более чем достойная попытка сделать взрослое, серьезное кино по марвеловскому комиксу. Это крайне угрюмое роуд-муви в вестерновых декорациях с легким футуристическим налетом про усталого сверхчеловека, который мечтает обрести уже наконец покой, но перед этим ему нужно успеть оставить что-то после себя светлое и полезное. И хотя это меньше всего похоже на кинокомикс, но, как Росомахе не избавиться от скелета из суперпрочного металла, так фильму "Логан" не деться никуда от комиксовой своей сути. Тем не менее, стоит признать, он честно старается. Причем, не только вприпрыжку убегая от жанровых конвенций в другие степи, но и куда более изощренными способами. В частности, таким проверенным временем, как мизанабим: в экранизации комиксов про "Людей Икс" малолетняя главгероиня увлекается комиксами про "Людей Икс". Что одновременно и остроумно, и еще раз отсылает к The Last of Us, и, если подумать, абсолютно алогично - поскольку в данной вселенной мутантов издревле боялись, ненавидели и стремились уничтожить. Следовательно, и книжки про них рисовать, тем более - издавать, тем более - производить по ним игрушки вряд ли кто бы стал. Ну, да ладно, мы же все понимаем. При всем своем кажущемся новаторстве "Логан" тем, что американцы называют game changer, не является. В отличие, как ни парадоксально, от гораздо более "академичного" "Дэдпула". Именно собравшему нехилую кассу пошляку и любителю расчеленки в красном трико мы обязаны тем, что "Логан" вышел таким шершавым, реалистичным, кровавым, стильным и пронзительным. Прощание с колоритными баками Хью Джекмана, так или иначе, все равно бы состоялось, а дальше неизбежно начнется очередной виток бесконечных икс-мэнов. И навряд ли они будут хоть чем-то похожи на "Логана". Поэтому надо ловить этот мимолетный момент, когда старые супергерои умирают и перед смертью интимно выворачивают себя наизнанку (не в прямом, понятно, смысле) - в ближайшие годы ничего подобного, кажется, не предвидится. Кстати. Сцены после титров в "Логане" нет, но это не повод сразу уходить. Лучше посидите немножко и поплачьте под прекрасную песню Джонни Кэша.