В российский прокат выйдет фильм "Любовь с ограничениями"
Трудно сказать, насколько нашему новому кинематографу удаются блокбастеры, хоррор, картины-катастрофы... Но вот что точно получается - так это - романтические комедии. Достаточно вспомнить "Призрак" и "Любовь с акцентом", "Хороший мальчик" и "О чем говорят мужчины". Сейчас этот список пополнился еще одной картиной - "Любовь с ограничениями" - она выходит в прокат 9 марта. А поскольку сделана еще и при участии канала НТВ, на котором позднее будет продемонстрирована, то можно говорить о том, что получилось хорошее кино на грани телевизионного и прокатного, причем пропорции соблюдены в должной мере. Те, кто прочел, что этот фильм о людях с ограниченными возможностями, и идет на него как на выступление паралимпийской сборной на Олимпиаде, изначально настроен не совсем верно. Потому что фильм-то как раз больше о физически здоровых людях. И уж чего в нем точно нет, так это давления на жалость и сочувствие, и ненужной слезливости. Все это заменено хорошим чувством юмора и иронии над предлагаемыми обстоятельствами. Михаил Шмелев - главный герой картины - не может найти работу. Фраза "Мы вам перезвоним", которую произносят в конце собеседований, стала для него постоянным кошмаром. Но тут он услышал о законе (а такой действительно у нас существует), согласно которому два процента людей с ограниченными возможностями - это необходимая квота для работодателей, и ее нужно придерживаться. И план созрел... Осталось раздобыть инвалидную коляску и справку. А тогда уже будет открыта дорога в крупнейшую корпорацию "Газнаш" - по образованию герой, роль которого исполняет Павел Прилучный - юрист. То, что реальный "Газпром" позволяет телеканалам, находящимся в его медиахолдинге, иронизировать над собой в фильмах и сериалах - хороший знак. Так, на канале ТНТ успешно идет сериал "Адаптация", рассказывающий об американском шпионе в "Газпроме". А в "Любви с ограничениями" фигурирует "Газнаш" - как пример гигантской структуры, сотрудники которой сталкиваются с простыми житейскими проблемами. Часть музыкального решения картины - знаменитый "Полет шмеля" Римского-Корсакова. В сочетании с видеорядом, когда здоровый человек пытается двигаться на коляске, смотрится очень забавно. По нашим дорогам, в частности, по плитке, человек со здоровыми ногами не очень-то способен передвигаться. Что уж говорить о колясочниках? Обязали сделать пандусы и накладки на лестницы для колясок - так они размерам не соответствуют - попробуйте поднимитесь. Лифты на вокзалах, транспортных узлах, в аэропортах переполнены теми, у кого на "колесах" огромный багаж. С коляской не въедешь. В фильме одну из главных ролей второго плана играет человек, который действительно относится к тем, про кого говорят "с ограниченными возможностями". До последнего я, как зритель, была уверена, что - сейчас к нам, журналистам, он выйдет после фильма и перестанет играть. Оказалось, Сергеич, он же Сергей Кутергин, и не перевоплощался. Он и в жизни такой, более того, довольно успешно в ней адаптирован. Звезда "Камеди клаба". В картине есть момент, когда он просто танцует в клубе, а главный герой, обеспокоенный, кричит ему: "У тебя приступ?" Актеры сказали, что эта сцена для них одна из ключевых в фильме. Она действительно смешная. Но на самом деле главная сцена в фильме - это когда человек на коляске ведет диалог с сотрудницей метро. Коляска - понятное дело - через турникет не проходит. А как проехать? И тут ему объясняется, что таким, как он, без сопровождения не положено, и вообще дома надо сидеть. И сцена эта никого не удивляет. Увы - мы привыкли к таким, как и к тому, что почти не видим на улицах и в общественных местах этих людей. Они действительно чаще всего предпочитают сидеть дома. Когда Миша с друзьями приходят в клуб, а их не пускают, чтобы не раздражали обычных клиентов - как тут не вспомнить инцидент с сестрой Натальи Водяновой, которую владелец кафе выгонял из заведения, чтобы не смущала остальных посетителей? И это только один случай, который оказался на виду и в центре внимания. А сколько их таких! В фильме в том же клубе есть, пожалуй, одна из самых эмоциональных сцен фильма - танец влюбленных на колясках. Признаться я думала, что выполняют его дублеры. Театре наций регулярно проводит концерты программы "Жизнь в движении", и на колясках там танцуют так, что некоторым и на своих двоих такое не под силу. Но оказалось, артисты для фильма разучили его сами. По словам Анны Старшенбаум - исполнительницы главной женской роли девушки Марины, прикованной к коляске - стерли руки до крови, пытаясь управлять колясками. И только на третий день догадались надеть перчатки. В фильме есть лозунг "Каждый может почувствовать себя инвалидом" - его используют в клубе людей с ограниченными возможностями. Но не нужно, еще до похода в кинотеатры, представлять себе, что вам будет передано это чувство. Наоборот - и об этом говорится в картине, этот лозунг - неправильный, потому что мы еще и потому люди, поскольку переходим отведенные нам границы - каждый свои. И пример тому - еще один полет Шмелева. Какой? Негоже пересказывать финал. Увидите сами - в кинотеатрах или по ТВ. Павел Прилучный: Мы не играли в поддавки Главную роль в фильме "Любовь с ограничениями" сыграл актер Павел Прилучный. Обозреватель "РГ" поговорила с ним о том, что ощущает человек, который не может передвигаться самостоятельно. Павел, в фильме есть момент, когда вам - человеку, который притворяется инвалидом, тот, кто на самом деле ограничен в возможностях (эту роль играет Алексей Воробьев - прим. "РГ"), говорит при рукопожатии, мол, у вас рука слабая для "колясочника". Между тем, у вас такие мускулы... Павел Прилучный: У "колясочников" руки работают на полную катушку. Мне кажется, любой из них соревнования по армрестлингу выиграет на раз. У них ладонь развита - постоянно приходится крутить колеса. То же самое, если 24 часа в сутки выжимаешь эспандер. Но это, кстати, очень узнаваемая фраза среди "колясочников": "Что-то рука у тебя слабая". У них мы ее и позаимствовали. У меня была идея начать наше интервью с поединка по армрестлингу, но вы бы все равно сразу же победили. Я видела вас в разных сериалах - "Закрытая школа", "На игре", "Квест", "Мажор". Работа в фильме "Любовь с ограничениями" - это для вас новый шаг в карьере? Павел Прилучный: Можно и так сказать. Потому что это - мой первый полнометражный фильм в комедийном жанре. До этого продюсеры и режиссеры видели во мне героя или героя-любовника. А сейчас Тимур Вайнштейн поверил в мою комедийность - за что ему большое спасибо. Надеюсь, история удалась. Думаю, что отзывы о фильме будут хорошие, именно потому что это - комедия. И да - хотя ваши предыдущие роли более брутальные, но и тут, образно говоря, вы - не клоун. Павел Прилучный: Комедию нельзя играть по-клоунски, потому что тогда будет не смешно. Я снимался в еще одном проекте продюсера Тимура Вайнштейна - совершенно непохожая на эту история - фильм "Форс-мажор". Также комедия и тоже выйдет на НТВ. Мне больше нравятся комедии: есть куда деть свой сарказм - поэтому жанр мне близок. Как вам работалось с людьми с ограниченными возможностями? Например, Сергеич. Как играть, когда у тебя такой партнер - вы пытаетесь ему дать фору, уступить? Павел Прилучный: Сергеич настолько профессиональный человек - с ним одно удовольствие работать. Искренней партнера не придумаешь. Как он подходит, слушает, отыгрывает с самоиронией какие-то вещи - он очень крутой. Даже когда он делает паузы и подбирает слова, то озвучивает такие смешные вещи! В сценах с коляской у вас были дублеры? Я была уверена, что вас с Анной Старшенбаум дублируют паралимпийские чемпионы по спортивным танцам в сцене, когда вы исполняете танец на колясках. Павел Прилучный: У меня не было на этом проекте ни одного дублера. И мы с Анной в этой сцене все делали сами. Несколько раз репетировали, специально встречались. Мы очень ответственно с ней подходили к этой истории - потому что на данную тему очень непросто снимать. Так, чтобы это не было неуважительным плевком в душу или некоей жалостью. Здесь нужно найти золотую середину. И в таком остром жанре, как комедия, мы буквально, ходили по лезвию ножа. Но когда мы показали фильм в реабилитационном центре - все смеялись, всем нравилось. И тогда мы поняли, что попадание случилось! И то, что мы готовились и ответственно подходили к этому проекту, - все не зазря. Как вы ездили с прибитыми к коляске ботинками, поднимались на ней на неудобный пандус, застревали в уличной плитке? Павел Прилучный: Мы с Аней в какой-то момент, чтобы понимать, как "колясочники" существуют в нашем мире, и, в особенности - в Москве, решили попробовать проехать по центру на колясках от метро Цветной бульвар по парку и обратно. Двух-трехчасовая прогулка. Я вам скажу - это практически невозможно без помощников. Каждый поребрик, каждая возвышенность - это событие. Потому что с ним требуется как-то бороться, и его нужно перескакивать. Каждая дырка на плитке - это сотрясение. Особенно, если недорогая коляска. А недорогая - это от 15-20 тысяч рублей - месячная зарплата среднестатистического человека. А дорогая - на такие коляски цены свыше миллиона. И как человеку с проблемами опорно-двигательного аппарата заработать на эту коляску, я себе даже не представляю. В фильме Алексей Воробьев играет такого упакованного, у которого и скутер специальный, и коляска удобная, и спортом он занимается. Павел Прилучный: Да, его герою повезло с родителями. Они ему помогают. А многим ждать помощи неоткуда, и они выживают сами. А вы становились на ноги или честно проехали? Павел Прилучный: Отвечу как есть - мы старались по максимуму, но в какие то моменты, чтобы не встать на ноги и не пройти, было невозможно. Я уже не говорю о метро! Как в него заехать на коляске - непонятно. У вас были консультанты - ребята с ограниченными возможностями? Павел Прилучный: Конечно. Нас постоянно окружали люди из реабилитационного центра, с которым мы работали. И каждый день на площадке у нас были "колясочники", поскольку все время снимались сцены с ними. И еще были два консультанта - мы все время спрашивали у них, как сделать поворот, как проехать и так далее. Это очень честный фильм. Мы не играли в поддавки. Вот эта история с прикрученными ботинками - правда: физически невозможно добраться от работы до дома, если ты на коляске. А с парашютом - вы прыгаете без дублера? Павел Прилучный: Да, мы. На графике, но все равно - сами. А в реальной жизни вы с парашютом прыгали? Павел Прилучный: Да, конечно, у меня четыре прыжка. Вы смотрели фильм "Один плюс один" - один из лучших в мире о людях, чьи возможности ограничены? Павел Прилучный: Три раза! Это - один из моих любимых фильмов. Первый раз я смотрел, когда он только вышел. Другой раз мы пришли в гости, и - "зависли": нашли для себя какие-то новые ньюансы. А третий раз я переключал каналы по телевизору и тоже "залип", находил для себя все новое. И если вам вдруг захочется пересмотреть "Любовь с ограничениями", у вас также будет много находок - мелочей, деталей, которые мы придумали с режиссерами и другими артистами. Потому что очень хороший актерский состав и очень адекватные люди собрались: мы не только слушали режиссера Дмитрия Тюрина, но и каждый раз сами что-то привносили. Наш автор сценария Денис Каймаков написал так, что было интересно не только играть, но и потом смотреть. Это я так говорю, потому что сам видел фильм. Когда мы его показали в реабилитационном центре, женщина, у которой с детства проблемы с ногами, сказала нам, что это лучший фильм в России на эту тему, из тех которые она видела в последнее время. И мнение от такого человека, который знаком со всем не понаслышке, для нас очень важно. Абсолютно с ней согласна. Недавно обьявили о том, что будет сниматься новый - третий - сезон сериала "Мажор", где вы играете главную роль. Также вы с Александром Цекало делаете фильм "Килиманджара", и вы мне еще начали рассказывать о проекте Тимура Вайнштейна... Павел Прилучный: Очень смешная история которую тоже написал Денис Каймаков, "Форс-мажор". Если в фильме "Любовь с ограничениями" нужно было сохранять равновесие, чтобы не нарушить границы, не скатиться в пошлость и в какой-то другой жанр - сделать и смешно, и проникновенно, то здесь Денис "оторвался" по полной. Мы опять играем друзей в паре с Ильей Глинниковым - это наш второй дуэт. Но совершенно другие образы. У меня усатый "задрот" - 30-летний девственник, который учится на врача и никак не может сдать курсовую, потому что боится крови. А Илья - оторвыш. С нами играют старший и младший Ильины. Михаил Тарабукин, которого зрители знают по фильму "Кухня"... Много хороших артистов, и с первого дня, когда все только читали сценарий, то смеялись в голос. Надеюсь, что фильм будет еще в несколько раз смешнее. Потому что хорошая комедия - это не юмор ниже пояса, а возвращение в "Операцию Ы и другие приключения Шурика" и другие любимые фильмы. Эта картина должна выйти в стечение ближайших месяцев. Фильм "Килиманжара" - тоже. 10 апреля стартует проект с рабочим названием "Янтарный тигр". Его делает компания Игоря Толстунова, режиссер - Марк Горобец. Это - сериал для Первого канала, и он будет сниматься в Калининграде. Рассказывает о чернокопателях, которые незаконно добывали янтарь. И что меня в фильме лично зацепило - действие начинается в 80-е годы прошлого века и заканчивается в начале 2000-х. И да - в августе запускается третий сезон "Мажора". Уже готовимся. *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"