Войти в почту

Дирижер Ульф Ваденбрандт – о работе с группой "Ария" и симфоническим оркестром

22 февраля шведский дирижер Ульф Ваденбрандт отправился в большой гастрольный тур по России. Его симфонический оркестр будет сопровождать 11 концертов легендарной российской рок-группы "Ария". Московский концерт в Крокус Сити Холле предстоит музыкантам только через месяц, а пока Ванденбрандт рассказал m24.ru о том, что общего у рока и классики. – Ульф, сегодня рок-группы выступают с симфоническими оркестрами, параллельно в моду вошли кинопоказы в оркестровом сопровождении. Что происходит? Неужели классическая музыка сама по себе сегодня стала никому не интересна? – Хороший вопрос. Лично для меня классическая музыка сама по себе действительно не интересна – это всего лишь звучание традиционных инструментов симфонического оркестра. И да, я думаю, классическая музыкальная сцена очень серьезно меняется. Люди хотят услышать симфонический оркестр в том, что они слушают каждый день – в дороге, на прогулке, в своих наушниках, в саундтреках к кинофильмам, в поп-музыке, в хеви-метал или где угодно. Мне действительно нравятся эти перемены: вот почему мне так интересно работать с самыми разными стилями и жанрами. – Хорошо, а что происходит с рок-музыкой? Можно ли сказать, что она утратила свою жесткость, свою экспрессию? Зачем рок-музыкантам работать с симфоническим оркестром? – Нет. Рок-музыка ничего не утратила. Наоборот, она приобрела совершенно новое звучание, новые возможности, новую экспрессию. Симфонический оркестр обогатил палитру рока: ведь у такого звука иная фактура. Поэтому это победа, а не поражение. Сами рок музыканты любят работать с оркестрами – для них это своего рода возвращение от электроники к корням. – Тем не менее можно ли сказать, что классическая, скажем "высокая", культура на сегодняшний день остается на сегодняшний день все такой же консервативаной? Ведь многие классические музыканты отрицают жанр кроссовера, в котором вы выступаете. – Да, действительно, клубы всегда были площадкой номер один для всех рок-музыкантов, а теперь тут играет симфонический оркестр. Я думаю, что классическая музыка все же стала более эластична: мы, музыканты в черных фраках, выходим из концерт-холлов в чуждое для себя пространство. Тем не менее, "высокая" культура действительно боится "потерять корону". Но как по мне, самое интересное – это смешивать стили и брать из них все самое лучшее, что там есть. Я думаю, что хорошая музыка говорит сама за себя, и что вся качественная музыка одинакова прекрасна вне зависимости от стиля. Более того, мы все учимся друг у друга, слышать, слушать и импровизировать. – Ну и как вы сможете подружить электрогитару со скрипкой? – Они и так дружат. Эти инструменты могут по очереди солировать в одном и том же произведении. А если еще добавить к этому электронные сэмплы, то получится очень-очень круто! – Вы сам любите кроссоверы? – Я выступаю с ними буквально каждую неделю. Я постоянно работаю над новыми концертными программами и новыми проектами, и считаю это своей основной работой. Да, я действительно это люблю – это всегда новая музыка, новый звук, новое мышление. – С кем еще из рок-музыкантов вам удалось поработать? – Например я работал со шведским артистом E-type, и это было нечто невероятное! Представьте: полноценное световое шоу, дым на сцене, имитация взрывов бомб прямо рядом с вами. Для симфонического оркестра это совершенно новый уровень выступления, который раньше и представить было нельзя. Также я работал с победительницей конкурса Евровидение–2012 Лорин, со Сьюзен Бойл (певица, занявшая 2-е место на телевизионном конкурсе Britain's Got Talent с песней I Dreamed a Dream), Дмитрием Маликовым и с пианистом Робертом Уэлсом – я был дирижером в его программе Rhapsody in Rock Tour в 2015 году. Да, разумеется я раньше выступал с рок-музыкантами и сам себя считаю рок-музыкантом. Прежде чем заняться классической музыкой и поступить в консерваторию я был настоящим рокером! Самая большая разница заключается в том, что рок-музыканты практически всегда играют без партитуры, на слух, а оркестр всегда играет по нотам. Вот почему играть вместе – это новый мир как для одних, так и для других. И вот почему я это люблю: ты всегда должен искать и находить правильное сочетание одного с другим. Надо преодолевать страх перед тем, что тебе чуждо. Я думаю, мой талант заключается в том, что я хорош, как в роке, так и в классике и комфортно чувствую себя работая как симфоническим оркестром, так и с рок-исполнителями. Меня всегда вдохновляли дирижеры, которые не замыкались на одном стиле и обладали ярким темпераментом, например Герберт фон Караян, один из наиболее выдающихся дирижеров в истории XX века. – А с кем бы мечтали поработать после "Арии"? – Я бы мечтал дирижировать симфоническим оркестром, выступая с группой "Аэросмит" или Джоном Бон Джови, например. Это очень сильная музыка и она прекрасно будет звучать в сопровождении струнных, духовых и медно-духовых инструментов и перкуссий. Я бы действительно хотел попробовать это, когда завершится наш фантастический гастрольный тур с "Арией". Но я точно могу сказать, что я всегда влюбляюсь в ту музыку, с которой работаю в настоящий момент.

Дирижер Ульф Ваденбрандт – о работе с группой "Ария" и симфоническим оркестром
© Москва24