В Доме кино отметили 80-летие советского режиссера Ходжакули Нарлиева
Ходжакули Нарлиев яркой кометой ворвался в советский кинематограф в 1972 году, после того, как на "Туркменфильме" вышел его фильм "Невестка" с Маей Аймедовой в главной роли. Психологическое кино, поэтическое кино, повесть без слов, энциклопедия туркменской жизни - какие только восторженные сравнения и эпитеты не сыпались со страниц центральных газет и из уст кинокритиков в те дни. В фильме показаны будни чабанов - старика и невестки. Они живут в пустыне, вдали от цивилизации и людей, в ленте очень мало диалогов и слов, но образы и характеры героев переданы с такой глубиной, таким удивительно искренним и понятным киноязыком, что ценителям киноискусства стало ясно - в кинематограф пришел большой художник, которого кинокритики тут же назвали самым тонким и нежным режиссером Средней Азии. Родина Ходжакули Нарлиева - Туркменистан. По первой профессии он оператор. Как оператор-постановщик, вместе с режиссером Булатом Мансуровым (его Нарлиев называет своим учителем) снял фильм "Состязание" (1964), получившим восторженные отзывы прессы. "Невестка" стала режиссерским дебютом Нарлиева, принесшим народное и международное признание не только ему, но и всему туркменскому кинематографу. Вот перечень наград "Невестки": диплом и премия за режиссуру на Всесоюзном Московском кинофестивале; памятная медаль кинофестиваля в Венеции; специальное упоминание жюри кинофестиваля в Локарно; приз "Серебряная сирена" на Международном кинофестивале в Сорренто. И как венец - Государственная премия СССР. После "Невестки" последовали не менее значительные режиссерские работы Ходжакули Нарлиева - "Когда женщина оседлает коня", "Умей сказать нет", "Дерево Джамал", "Каракумы, 45 в тени", "Фраги - разлученный со счастьем", "Манкурт" и другие. Не будет преувеличением сказать, что именно картины Нарлиева открыли союзному зрителю эту удивительную, хранящую древние традиции, населенную красивыми и мудрыми людьми республику под названием Туркменистан. Говорят друзья и коллеги Виктор Мережко, кинодраматург, секретарь Союза кинематографистов РФ: - Я познакомился с Ходжакули и его женой, актрисой Маей Аймедовой, в 70-годы. Вскоре после того, как он снял прогремевший на весь мир фильм "Невестка". Ходжакули ходил счастливый, переполненный и своим успехом, и любовью к Мае, и ощущением того, что он вдруг стал режиссером номер один в Туркмении. Он поразил меня своей невероятной скромностью и одновременно чувством собственного достоинства. Это без преувеличения классик нашего кинематографа, ярчайший представитель такой самобытной национальной республики, как Туркменистан. Сейчас Ходжакули и Мая живут в Москве. Я знаю, что он мечтает о новой картине, у него есть сценарий, есть здоровье, энергия, а главное - есть Мая, коллега, соратница и надежное плечо. Искренне желаю ему осуществления творческих планов. Был бы очень рад, если бы для Ходжакули представилась возможность снова вдохнуть живительный туркменский воздух, давший ему славу и признание. Мурад Алиев, актер, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР: - Когда я учился на первом курсе ВГИКа, Ходжакули Нарлиев снимал свой первый фильм "Человек за бортом". Шел 1969 год, я был юным студентом, участвовал в массовке этого фильма, и не подозревал, что режиссер, которого я вижу на площадке, станет флагом туркменского кинематографа. После ВГИКа я вернулся в Ашхабад, "Невестка" Нарлиева уже гремела на экранах страны. Ходжакули стал председателем правления Союза кинематографистов Туркменистана, сразу ввел в правление молодых, и это дало мощный импульс для развития туркменского кино. Ирина Шевчук, актриса театра и кино, генеральный директор фестиваля кино стран СНГ и Балтии "Киношок": - Знаю его давно, познакомилась с ним и Маей, этой удивительно гармоничной парой, в одной из поездок по Италии. Мая появлялась на вечерних мероприятиях в красивых национальных нарядах, она олицетворяла собой Туркмению и колорит этой чудесной страны. Потом мы общались на всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, Ходжакули уже был мэтром, его киноголос звучал на всю страну и за ее пределами. Он стал крупным советским режиссером, именно советским. В те времена было не важно, из какой ты республики, было важно, что ты из себя представляешь. И в то же время мы все знали, что его творчество питала родная туркменская земля и ее люди. Не преувеличу, если скажу: то, что он сделал, навсегда вписало его имя в историю нашей страны и советского кино. На творческом вечере Хожакули Нарлиева поздравили Государственная Дума РФ, Союз кинематографистов РФ, известные деятели киноискусства из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, разных городов России. Сцену завалили цветами, и один из огромных букетов был украшен экзотической хлопковой веточкой с распустившимся белоснежным бутоном, гордо сияющим среди роз. Нетрудно было догадаться, откуда прилетела в Москву эта веточка - конечно же, из Туркменистана, родины хлопка. И родины Ходжакули Нарлиева, которая, конечно же, любит и помнит своего сына, воспевшего ее народ.