Ещё
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
ТВ
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Фильмы
HBO анонсировал мультсериал о семье Елизаветы II
HBO анонсировал мультсериал о семье Елизаветы II
Сериалы
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры

В Доме кино отметили 80-летие советского режиссера Ходжакули Нарлиева 

В Доме кино отметили 80-летие советского режиссера Ходжакули Нарлиева
Фото: Российская Газета
яркой кометой ворвался в советский кинематограф в 1972 году, после того, как на «Туркменфильме» вышел его фильм «Невестка» с Маей Аймедовой в главной роли. Психологическое кино, поэтическое кино, повесть без слов, энциклопедия туркменской жизни — какие только восторженные сравнения и эпитеты не сыпались со страниц центральных газет и из уст кинокритиков в те дни.
В фильме показаны будни чабанов — старика и невестки. Они живут в пустыне, вдали от цивилизации и людей, в ленте очень мало диалогов и слов, но образы и характеры героев переданы с такой глубиной, таким удивительно искренним и понятным киноязыком, что ценителям киноискусства стало ясно — в кинематограф пришел большой художник, которого кинокритики тут же назвали самым тонким и нежным режиссером Средней Азии.
Родина Ходжакули Нарлиева — Туркменистан. По первой профессии он оператор. Как оператор-постановщик, вместе с режиссером (его Нарлиев называет своим учителем) снял фильм «Состязание» (1964), получившим восторженные отзывы прессы. «Невестка» стала режиссерским дебютом Нарлиева, принесшим народное и международное признание не только ему, но и всему туркменскому кинематографу. Вот перечень наград «Невестки»: диплом и премия за режиссуру на Всесоюзном Московском кинофестивале; памятная медаль кинофестиваля в Венеции; специальное упоминание жюри кинофестиваля в Локарно; приз «Серебряная сирена» на Международном кинофестивале в Сорренто. И как венец — Государственная премия СССР.
После «Невестки» последовали не менее значительные режиссерские работы Ходжакули Нарлиева — «Когда женщина оседлает коня», «Умей сказать нет», «Дерево Джамал», «Каракумы, 45 в тени», «Фраги — разлученный со счастьем», «Манкурт» и другие. Не будет преувеличением сказать, что именно картины Нарлиева открыли союзному зрителю эту удивительную, хранящую древние традиции, населенную красивыми и мудрыми людьми республику под названием Туркменистан.
Говорят друзья и коллеги
, кинодраматург, секретарь Союза кинематографистов РФ:
— Я познакомился с Ходжакули и его женой, актрисой Маей Аймедовой, в 70-годы. Вскоре после того, как он снял прогремевший на весь мир фильм «Невестка». Ходжакули ходил счастливый, переполненный и своим успехом, и любовью к Мае, и ощущением того, что он вдруг стал режиссером номер один в Туркмении. Он поразил меня своей невероятной скромностью и одновременно чувством собственного достоинства. Это без преувеличения классик нашего кинематографа, ярчайший представитель такой самобытной национальной республики, как Туркменистан.
Сейчас Ходжакули и Мая живут в Москве. Я знаю, что он мечтает о новой картине, у него есть сценарий, есть здоровье, энергия, а главное — есть Мая, коллега, соратница и надежное плечо. Искренне желаю ему осуществления творческих планов. Был бы очень рад, если бы для Ходжакули представилась возможность снова вдохнуть живительный туркменский воздух, давший ему славу и признание.
, актер, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР:
— Когда я учился на первом курсе ВГИКа, Ходжакули Нарлиев снимал свой первый фильм «Человек за бортом». Шел 1969 год, я был юным студентом, участвовал в массовке этого фильма, и не подозревал, что режиссер, которого я вижу на площадке, станет флагом туркменского кинематографа. После ВГИКа я вернулся в Ашхабад, «Невестка» Нарлиева уже гремела на экранах страны. Ходжакули стал председателем правления Союза кинематографистов Туркменистана, сразу ввел в правление молодых, и это дало мощный импульс для развития туркменского кино.
, актриса театра и кино, генеральный директор фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок»:
— Знаю его давно, познакомилась с ним и Маей, этой удивительно гармоничной парой, в одной из поездок по Италии. Мая появлялась на вечерних мероприятиях в красивых национальных нарядах, она олицетворяла собой Туркмению и колорит этой чудесной страны.
Потом мы общались на всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, Ходжакули уже был мэтром, его киноголос звучал на всю страну и за ее пределами. Он стал крупным советским режиссером, именно советским. В те времена было не важно, из какой ты республики, было важно, что ты из себя представляешь. И в то же время мы все знали, что его творчество питала родная туркменская земля и ее люди. Не преувеличу, если скажу: то, что он сделал, навсегда вписало его имя в историю нашей страны и советского кино.
На творческом вечере Хожакули Нарлиева поздравили , Союз кинематографистов РФ, известные деятели киноискусства из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, разных городов России. Сцену завалили цветами, и один из огромных букетов был украшен экзотической хлопковой веточкой с распустившимся белоснежным бутоном, гордо сияющим среди роз. Нетрудно было догадаться, откуда прилетела в Москву эта веточка — конечно же, из Туркменистана, родины хлопка. И родины Ходжакули Нарлиева, которая, конечно же, любит и помнит своего сына, воспевшего ее народ.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео