Ещё

«Белые столбы»: время открытий 

«Белые столбы»: время открытий
Фото: Известия
В микрорайоне подмосковного города Домодедово Белые столбы, где расположен крупнейший киноархив мира — Госфильмофонд России, завершил работу 21-й фестиваль архивного кино «Белые столбы».
Выступая на закрытии этого уникального смотра, кинорежиссер (его студенческий фильм «Репортаж с асфальта» был включен в программу) остроумно заметил, что если в прошлом году фестиваль отмечал обычный юбилей — 20-летие, то в нынешнем — особо важный, игровой. И, добавлю, совпавший с другим — эпохальным и трагическим — столетием двух русских революций, февральской и октябрьской. В нынешнем году (во всяком случае в том, что касается кино) только ленивый не отмечает эту годовщину как символическую дату рождения великого советского киноискусства.
Гость фестиваля из Южной Кореи, славист и киновед Хон Сан-Ву сокрушался, что не может быть одновременно и в Белых столбах, и в Сеуле, где как раз открывалась программа советских фильмов, посвященная Октябрьской революции. Организаторы нашего архивного фестиваля подошли к этой части программы нетривиально. Она не только охватывала чуть ли не все этапы развития кино минувшего века как искусства и зрелища, но и включала исторические вехи, начиная с кровавой Великой французской революции до российских и мексиканских потрясений XX столетия, и разнообразные жанры — от трагедии через мелодраму к сюрреалистическому гротеску.
На меня, видевшего почти все фильмы раньше, неожиданно сильное впечатление произвела лента «На одной планете» (1965), где неожиданный образ Ленина по следам своего Гамлета создал . Из архивных находок наиболее яркой стала обнаруженная буквально на помойке эксцентрическая комедия «Богатый Яша» .
Программа отреставрированных фильмов вообще заслуживает отдельного, не газетного разговора. Тут и «Жизнь за жизнь» корифея дореволюционного кино (на фестивале был представлен и посвященный ему фолиант из петербургской серии Pro et Contra), и фрагменты созданной коллективом МХТ мелодрамы «Цветы запоздалые», и стереофильм об Артеке «День чудесных впечатлений», где в роли звездочета появляется герой и антигерой множества киносказок — легендарный .
Подлинным открытием фестиваля стал и ленинградский режиссер Юлий Файт. Отреставрированная копия его скромной, но показательной картины «Мальчик и девочка» была представлена на церемонии открытия. Созданная между некогда скандальным фильмом «А если это любовь?» и «Школьным вальсом» , она может рассматриваться как веха в эволюции трактовки в советском кино темы взросления.
Показанные в последний день фестиваля студенческие работы Файта (во ВГИКе он учился у Михаила Ромма) не только очертили жанрово-тематический диапазон интересов режиссера, но и подчеркнули его индивидуальность как важнейшее связующее звено отечественного кинопроцесса: от визуальной антропологии дипломной работы оператора «Маяк с реки Бикин» (автор дикторского текста — также гость фестиваля ) до сотрудничества с Геннадием Шпаликовым — не только в «Мальчике и девочке», но и в изящной детской миниатюре «Трамвай в другие города».
Участников и гостей фестиваля порадовал своим присутствием его бессменный президент 90-летний , которому идеально подходит формула «живой классик». Он не только побывал на показе своего отреставрированного телевизионного фильма «Был месяц май», но и без устали смотрел значительную часть программы.
Эхо войны — и опосредованно оттепели — звучало в фильме «Память», показанном в цикле «Игровики снимают документ». В этом же цикле зрителей ожидало открытие: фильм «» — «сумбур вместо музыки», преображенный взглядом экспериментатора, авангардизм которого в середине 1960-х мог реализоваться только в неигровом кино.
К этому фильму примыкала программа «Как сделано искусство», собранная и откомментированная молодым (для моего поколения) художественным руководителем фестиваля Петром Багровым на пересечении литературы, театра, изобразительного и музыкального искусств и кино. Объявление на заключительной церемонии нового приза фестиваля имени его основателя, патриарха служения архивному делу в кино подтвердило сочетание преемственности и обновления в «Белых столбах».
Видео дня. Что будет с долгожданным продолжением «Шерлока»
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео