Музыка для бокалов. Как стекло и вода рождают удивительные мелодии
Тимофей Винковский и Влад Никитин – уроженцы Алтайского края, хотя теперь живут и работают в Республике Крым. Они музыканты. В свое время играли в известной барнаульской группе «9»: Тимофей на клавишных, а Влад на бас-гитаре. Недавно их дуэт «Хрустальная гармония» приехал в Барнаул, чтобы дать концерты необычной музыки – музыки поющего стекла. Кореспондент АиФ-Алтай пообщался с участниками коллектива и узнал, почему чешское стекло они считают самым лучшим, и как глухонемые люди «слышат» необычную музыку. Стекло, вода, руки Елена Николаева, АиФ-Алтай: Как вы впервые услышали звучание стеклянных инструментов? Тимофей: – Стоит сказать, что я вообще отношусь к музыке и с большим интересом, и с пониманием её законов, потому что учился в Алтайском государственном музыкальном колледже. Моим преподавателем была Наталья Сергеевна Серебрякова, мама нашего известного скрипача Степана Мезенцева. Под её руководством мне было безумно интересно изучать законы музыкальной гармонии. Конечно, мы изучали музыкальные инструменты, в том числе и стеклянные. Но как они звучат, никто не знал. Поэтому, можно сказать, что я в Барнауле являюсь родоначальником этого движения: создал свой ансамбль, вместе с Игорем Скляровым, который сейчас благополучно гастролирует по всему миру в составе «Хрустального трио», сделал первый дуэт. А началось всё с рассказа моего друга Юрия Терского о том, что есть человек, который играет на стеклянных бокалах. Я сначала не мог понять – как это возможно? Он мне объяснил: «Вот как-то берёт бокал, трёт пальцами по нему, и стекло звучит». Я неделю пальцами по бокалу тёр – ни звука не вытер. Пока в сердцах ни пошёл мыть посудину. И когда стекло оказалась под водой, я услышал: что-то заскрипело. Провёл пальцем по мокрому краю и вот он, звук! Для меня это был шок, честное слово, ведь эта музыка – волшебство. И ещё понял главный секрет звучания стекла – это вода. После того первого эксперимента, как говорится, понеслась душа в рай. Все базары, все магазины города были обойдены. Скупались бокалы самые разные. Искал самые музыкальные. – Влад, а как вы увлеклись звучащими бокалами? Влад: – Стало интересно, когда Тимофей показал. Я жил в это время в Москве. Работал с такими мастерами, как Николай Носков, был звукорежиссёром группы «Штар». В Москве мы с Тимофеем и нашлись. Начали сотрудничать. Постепенно вошёл во вкус новой музыки. Стал делать аранжировки. А потом решил сам поиграть на веррофоне (стеклянная флейта – прим. ред .). Но всерьёз обучаться, считаю, стал уже в Крыму. Там я понял, что этот инструмент из себя представляет и как с ним дружить. Космос и покой – Что это за музыка? Тимофей: – У каждого инструмента свой характер. Труба – это романтическая тема. А для зловещности, агрессивности звучания можно «дувануть» тромбонами. Фортепиано – это инструмент-король, который может всё... У стекла своя утонченная история. Ведь это ультразвук. И организация звука – круг, сфера, от которой исходят волны. А мы где живём? На круглой планете, в сфере. Поэтому такая музыка для нас очень естественна. Многие, когда её слышат, говорят, что мурашки по коже бегут. Не забуду один момент. Я играл на улице Санкт-Петербурга. Мимо проходила группа глухонемых. И поравнявшись со мной, они остановились, как вкопанные, стали как бы вслушиваться. Видимо, до них дошла звуковая вибрация. Они послушали музыку, ушли, а потом вернулись и купили диск. Мало кто знает, что Моцарт играл на бокалах или, как называли инструмент, на стеклянной гармонике. У композитора был друг, психиатр и гипнотизёр Месмер, который проводил эксперименты, успокаивая психику душевнобольных людей стеклянной музыкой. Влад: – Мы многого не знаем, как воздействуют на человека те или иные звуки. И не только на человека. Читал, что в Японии какой-то учёный изучает влияние музыки на воду... Тимофей: – Когда я жил в Петербурге, то познакомился со специалистами, которые занимались музыкотерпией. Среди них была представитель МВД России. Дело в том, что сотрудники полиции подвержены частым стрессовым состояниям, и для них необходим релакс, психологическая разгрузка. Услышав нашу музыку, она попросила несколько записей, чтобы провести эксперименты. В её группе было 13 испытуемых людей. Они слушали разного типа музыку. В том числе и нашу. Потом эта женщина позвонила и сказала, что наша музыка оказалась наиболее подходящей для снятия психологического напряжения и стресса. Вот что я считаю своей миссией: я должен «вывести в народ» этот инструмент. Чтобы это музыка жила, чтобы к этому искусству всерьёз относились. Чтобы среди музыкантов появилось много последователей. Гусь-Хрустальный не звучал – Правда, что вы заказываете специальное стекло для своих инструментов? Влад: – Правда. Ведь разное стекло по-разному звучит. Это зависит и от качества стекла. Лучше всего – немецкое стекло, а потом – чешское. – А отечественное? Тимофей: – Был я в нашем Гусь-Хрустальном. Правда, это было лет 20 назад. Тогда там было несколько стекольных предприятий. И у всех – госзаказы. Да, сделали тогда бокалы. Но они очень плохо звучали. Видимо, нужно было самому следить за процессом, вникать в технологию. В общем, проводить там время. А его как раз всегда не хватает. – Какую музыку можно играть на стекле? Тимофей: – Первое исполненное нами произведение был «Менуэт» Боккерини. А вообще играть можно всё – от классики до рока. Например, с Борисом Гребенщиковым и группой «Аквариум» записывали песню для их альбома «Песни рыбака». Влад: – Мы пытаемся делать искусство. Экспериментируем. Играем вещи сложные, классические, серьёзные. Это не просто как музыкальная эксцентрика в цирке, когда человек играет на колокольчиках или бокалах один номер и всё. Нам интересно пригласить людей на концерт и в течение концерта удерживать зрительское внимание. Тимофей: – Нам всегда интересно раздвигать границы. Это увлекает. Кстати Моцарт, услышав в мае 1791 года исполнение на стеклянной гармонике слепой Марианны Кирхгессер, написал «Адажио и рондо для стеклянной гармоники и квартета». Однако в XVIII веке «звучащего стекла» остерегались, полагая, что эта музыка доводит человека и животных до сумасшествия. Поэтому в Германии, например, стеклянная гармоника была запрещена законом. Однако композиторы – Бетховен, Гайдн – писали для этого удивительного инструмента. Любили таинственное звучание стекла и русские композиторы: Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», а Михаил Глинка – в «Руслане и Людмиле».