Ещё

Сокуров получил приз на фестивале «Дух огня» за создание школы кино 

Сокуров получил приз на фестивале «Дух огня» за создание школы кино
Фото: Российская Газета
Повторяющиеся цифры на афишах 03.03 наводили на мысль о том, что в порядке «скорой помощи» нашему кинематографу нужно повышенное внимание. К счастью, у фестиваля такие традиции и друзья, что даже за более короткий, чем обычно, срок успели очень многое, а главное — обозначили ключевую проблему молодого российского кинематографа.
Если продолжать говорить медицинскими терминами — обозначили диагноз и предложили путь лечения. Основное «лекарство» — очень простое: хорошая школа. В довольно разрозненной и разобщенной ситуации — а в ней оказались кинематографические поколения — традиции и знания, вот панацея от всего. Вот почему вперед вынесено имя . Он получил «Золотую тайгу» — высшую награду фестиваля — не просто «За вклад…»
Награда президента киносмотра была вручена ему с формулировкой «Мастеру, создавшему свою уникальную школу кинематографического искусства». Сокурова в этом году будут особо чествовать и на кинематографической премии «Ника», в чем видится перекличка, «искорка» от «Духа огня». «РГ» уже писала о том, что Александр Сокуров пару лет назад набрал в Кабардино-Балкарии свою кинематографическую мастерскую. Один из итогов работы — фильм «Софичка», режиссера Киры Коваленко, снятый по повести . В Ханты-Мансийске Сокуров представил свою мастерскую, а «Софичка» получила приз генерального партнера Кинофестиваля  — «За сохранение культурных традиций».
Сергей Соловьев — кинорежиссер, которого следовало бы сделать президентом крупнейшего российского фестиваля дебютов, если бы он таковым не являлся уже 15 лет, также привез на Север (уже в который раз) учеников своей мастерской. Два спектакля — володинские «Пять вечеров» и «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса, которые увидели местные зрители в рамках кинофестиваля — это лишь «верхушка айсберга».
Сергей Соловьев признается, что сейчас в его жизни главенствует принцип — чтобы было интересно выходить на улицу. А выходить из дома ему важно, прежде всего потому, что ноги сами несут во ВГИК: ему интересно общаться с молодыми, творить с ними вместе… Каждый вечер на фестивале можно было наблюдать картину: мэтр — не в окружении випов (хотя в столицу Югры переместился, как обычно, цвет кинематографического общества), а вместе со своими учениками засиживаются допоздна, обсуждают, дискутируют, смеются. При том, что они бы просто могли сидеть и внимать. Например, когда Соловьев рассказывает про Михаила Ромма. Как классик в свое время учил его самого, объясняя в сущности простой критерий — должно быть интересно. Соловьев может рассказать и про то, как , случайно встреченный на «Мосфильме», спросил его, мол, ты видел картину парня из научпопа, кажется у него фамилия — Сокуров: «У меня такое чувство, что я занимаюсь чем-то давно пройденным, известным, что набило оскомину, а вот он…» Тарковский как раз к тому времени только завершил своего ""…
Да что говорить, если представитель , который на открытии «Духа огня» вышел на сцену получать приз, рассказал залу, что вот уже несколько лет на протяжении фестиваля за Соловьевым просто записывает. Обозреватель «РГ» подошла после и убедилась: действительно, записная книжка — в телефоне с крылатыми изречениями метра существует. К 15-летнему юбилею и Соловьев, и директор «Духа огня» омолодили фестиваль еще и тем, что пригласили нового программного директора.
Молодой кинокритик собрал программу дебютных фильмов, своеобразных, непохожих, ломающих многие представления о современном кино. «Мы предлагаем зрителю совершить кругосветное путешествие», — сказа он, имея я виду географию фестиваля. И действительно — в международном конкурсе дебютов Франция и Нигерия, Польша и Египет, Камбоджа и Португалия…
Нелепо (кстати, он еще и консультант знаменитого кинофестиваля в Локарно) собрал вокруг себя и молодых кинокритиков, и свою команду, которая помогла ему, например, впервые на «Духе огня» организовать конкурс короткометражного кино. Куратор конкурса Анисья Казакова оказалась человеком с принципами — слабые работы мимо нее не проходили. Второй год на «Духе огня» — представлена программа фильмов стран (куратор Екатерина Бордачева). В ней также настоящий «интернационал» — свои фильмы привезли молодые режиссеры и актеры из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Таким образом, на фестивале происходит то самое «варенье» (определение Сергея Соловьева) — общение, из которого рождаются новые идеи и проекты, достойные того, чтобы их потом увидели во всем мире.
Вот, например, в этом году на Берлинале никто не мог поверить, что наш — якутский — фильм показывается в формате IMAX, наряду с зарубежными новинками, и зал заполнен, и зрителям нравится. «Дух огня» завершился также триумфом якутского кинематографа: в конкурсе российских дебютов фильм «Мой убийца» Костаса Марсана получил награду за лучшую режиссуру — ему отдал свои предпочтения «режиссерский триумвират» в лице , и , и лучшую мужскую роль (актер ). А картина «Кэрэл. Невидимая красота» и  получила приз зрительских симпатий «Золотая тайга», награду композиторского жюри (его возглавил ), а также особое упоминание за лучшую мужскую роль (Валентин Макаров). В международном конкурсе дебютов (жюри возглавил ) главный приз «Золотая тайга» и премию в размере шестьсот тысяч рублей получила картина «Алмазный остров» Дэви Шу, сделанная в копродукции Камбоджи-Франции-Германии-Катара-Таиланда.
Приз «Серебряная тайга» за лучший дебютный фильм и премию в размере триста тысяч рублей вручили автору польского фильма «Последняя семья» Яну Матушиньскому. Этой же картине отдали «Белого слона» и представители Гильдии киноведов и кинокритиков. Приз «Бронзовая тайга» за лучший дебютный фильм и премия в размере сто тысяч рублей были вручены ленте «В последние дни города» Тамера Эль-Саида (Египет-Германия-Великобритания-ОАЭ). Спецприз жюри — фильму из США «Недолгая остановка»Теда Фендта.
Еще один приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль в российском дебютном фильме» (а награды распределило актерское жюри — председатель , и ) получила актриса за роль в фильме , и . Первым победителем «Духа огня» в конкурсе короткометражного кино стала восьмиминутная лента «Добрый день» Ольги Дибцевой, ученицы мастерской и  в Московской школе кино. Полный список призов можно посмотреть на сайте фестиваля. Но нельзя не рассказать особо о том, что еще один президентский приз Сергей Соловьев отдал (младшему) — «Золотая тайга» с формулировкой: «Кинорежиссеру, актеру, ставшему создателем образа современного молодого человека, вызвавшего абсолютную любовь и абсолютное доверие зрителя». Эту награду получила дочь Сергея Бодрова — . И вот этот поступок президента «Духа огня» также — хорошая школа. Настоящий урок. Учитесь, дебютанты!
Кстати
В нескольких кинотеатрах Ханты-Мансийска было установлено специальное оборудование для показа фильмов с тифлопереводом и приглашены волонтеры для помощи людям с ограниченными возможностями. Фильмы с тифлопереводом приехали представлять актриса () и режиссер Андрей Кравчук ("Викинг"). После фестиваля во вновь оборудованных кинотеатрах можно будет смотреть и другие картины.
Видео дня. Детективы, которые не отпускают ни на минуту
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео