Охота к перемене тел
В прошлом году продюсер Асель Садвакасова и режиссер Аскар Узабаев выпустили по не самому плохому, но и не особо примечательному фильму. Объединив усилия, Садвакасова и Узабаев сняли трагикомедию "Келинка тоже человек" — пожалуй, лучшую казахстанскую картину из тех, что выходили в прокат в первые месяцы 2017 года. Творческие тандемы – вещь, с одной стороны, не самая редкая, а с другой и не самая распространенная. Трудно вот так сразу вспомнить хотя бы десяток удачных "содружеств". Причем, наличие подходящих деталей пазла, совместимость в них гораздо важнее, чем талант. Сергей Довлатов, "Соло на ундервуде": "Году в тридцать шестом, если не ошибаюсь, умер Ильф. Через некоторое время Петрову дали орден Ленина. По этому случаю была организована вечеринка. Присутствовал Юрий Олеша. Он много выпил и держался несколько по-хамски. Петров обратился к нему: — Юра! Как ты можешь оскорблять людей?! В ответ прозвучало: — А как ты можешь носить орден покойника?!" Даже если согласиться с тем, что Ильф был талантливее Петрова и внес больший вклад в создание "12 стульев" и "Золотого теленка" (а современникам, в частности, Олеше, определенно было виднее), невозможно не задаться вопросом: "Почему-то же они работали вместе?". Или постоянный тандем советского кинематографа – "режиссер" Алов-и-Наумов. Имена создателей картин "Бег", "Тегеран-43" и многих других вы сейчас вряд ли без подсказки назовете. Если же обращаться к нашей действительности, то сразу на ум приходит сотрудничество Аскара Узабаева с продюсером Баян Есентаевой. Когда оно, в силу известных причин, закончилось, Узабаев снял неплохой, однако, вызывавший ощущение самоповтора фильм "Glaмұр для дур". Параллельно Асель Садвакасова решила стать не только актрисой, но и продюсером и начала эту свою деятельность с работы над картинами "Адель" и "Замуж в 30" режиссера Аскара Бисембина. Причем, опять-таки в умениях Бисембина после отличной комедии "Свадьба на троих" сомневаться не приходилось, тем не менее, ни вторая его картина, ни третья до уровня дебюта не дотянули. Поэтому когда Садвакасова появилась в крохотном, но очень смешном эпизоде в "Glaмұре для дур", а после стало известно, что они с Узабаевым готовят проект "Келинка тоже человек", это звучало интригующе. Слегка насторожил трейлер, однако, опасения оказались напрасны: повторюсь, "Келинка тоже человек" — пока лучший из казахстанских фильмов, выходивших в прокат в 2017 году. И замечательный пример того, как на, казалось бы, заезженной идее обмена телами при грамотном использовании местного материала и отличных актерских работах можно создать качественное кино. Длинно пересказывать сюжет смысла нет – он очевиден из трейлера. Молодая семья живет с родителями мужа без особых шансов на отдельную квартиру или дом. Ене (свекровь) и келин (невестка) постоянно конфликтуют, но однажды под воздействием потусторонних сил меняются телами, и теперь – методом единства и борьбы противоположностей – пытаются вернуть все, как было. "Келинка тоже человек" очень смешной фильм. Есть, конечно, не самые удачные сцены, впрочем, по большей части шутки "заходят", и те, кто уже успел посмотреть картину, могли оценить юмористическую составляющую. Но "Келинка тоже человек" это еще и очень грустный фильм, если разобраться. При желании Узабаев и Садвакасова могли сделать на том же материале драму, убрав шутки и, если что и меняя в сюжете, то лишь мистические моменты. В остальном – получилось бы реалистичное социальное кино. "Келинка тоже человек" это трагикомедия – редкая для Казахстана, где кинематограф XXI века традиционно "черно-белый", склонный к крайностям. До уровня Георгия Данелия или Эльдара Рязанова советского периода, конечно, далеко, однако, опыт интересный и примечательный. Что остается в сухом остатке, если убрать комедийно-фантастическую мишуру? Печальная и характерная история. Почему пара с ребенком живет в квартире родителей мужа – простенькой, плохо отремонтированной, хоть и принадлежащей старшему офицеру ДЧС (еще один социальный "привет", кстати)? Потому что обеспечить самостоятельное жилье нет возможности. Они могли бы жить в более комфортных условиях у родителей жены, но мужская гордость не позволяет. Почему свекровь пилит невестку? Потому что меня пилили, я буду пилить, "бог терпел и нам велел" и вообще надо быть в тонусе – всем. Пытаются ли мужчины разрешить или, по крайней мере, сгладить конфликт между женщинами? Нет, они ведут себя, как страусы. Страдает ли от всего этого ребенок? Вопрос риторический. Знакомая история? Думаю, да. И я перечислил только основные, наиболее важные с сюжетной точки зрения, слои фильма, замаскированного под комедию. А их там десятки – вплоть до мелочей вроде припрятанной мантоварки или традиционных торгов за калым. Но даже самый удачный сценарий не вытащишь без хороших актерских работ. А неумение актеров отыграть "чужого" героя – один из классических провалов фильмов о перемене тел, которого картине "Келинка тоже человек" волшебным образом удалось избежать. Данагуль Темирсултанова и Асель Садвакасова настолько убедительны, настолько органичны и в "родном" теле, и в "чужом", что в какой-то момент я даже начал вслушиваться, а не переозвучили героинь еще и соответствующими голосами? Отличные роли, Садвакасова же вновь доказала, что у нее большой не только комедийный, но и драматический потенциал.