Войти в почту

Трудно быть ди-джеем: DJ Fara о жизни, деньгах и 90-х

АСТАНА, 9 мар — Sputnik. Айгюзель Кадир. Импозантный мужчина в костюме открывает дверь. За ней разгоряченные души и тела растворяются в атмосфере учащенного пульса и современного ритма. В неоновом мире танцпола нет пространства и времени, есть только обнаженные чувства наедине с музыкой. Но только истинное искусство способно пробудить осевшую накипь сокровенных ощущений на дне душ. Под покровом ночи начинаешь забывать о реальности и всей душой и телом соединяешься с музыкой, недоступной для разума, но открытой для сердца. Виновник этого найден – за профессиональной панелью в окружении кнопок и дисков, будто в состоянии полу — транса качает головой DJ Fara. Человек за стойкой через несколько минут оказывается в мягком кресле и окутанный легкой дымкой кальяна становится моим собеседником. "Если ди-джей, значит наркоман" Говорят, что хороший ди-джей – продукт штучный. Фархата Конкаева мне порекомендовали как одного из таких редких экземпляров и, видимо, не обманули. Со скромными познаниями о том, что микс – это композиция из двух и более треков, а трек есть звуковая дорожка, с детским любопытством завожу разговор с Фархатом, более известным в индустрии электронной музыки как DJ Fara. - Как мне известно, в мире электронной музыки Вы "вертитесь" достаточно долго. Профессиональные шаги начали делать в конце 90-х. Расскажите, как Вы оказались в этой сфере? — Да, Вы правы. В конце 90-х это было просто напросто модно. Появились новые стили, мы жили хип-хопом, танцевали брейк. Еще в школе я был такой модный пацан в широких штанах. У меня были сенегальские косички. Я начинал вообще со школьных дискотек, но не считаю, что это было профессионально. Тогда этим даже не пахло. Помню, лет в 15-16 я оказался со своим дядей в клубе, у него там была деловая встреча. Меня, молодого и зеленого тогда еще, клубная музыка притянула к себе как магнит. Дядя спросил, умею ли я делать так же, показывая на ди-джея. А я ответил: Да, умею. Соврал. С тех пор и начал потихоньку работать. Сначала в Алмате, потом в родном Джамбуле несколько лет, а в 2003 году переехал в Астану. В этом году будет 18 лет, как я работаю профессиональным ди-джеем. За эти годы побывал по работе еще в Испании, Турции, Тайланде, Дубаи. - Как Ваша семья отнеслась к столь неординарному на тот момент решению? — Поначалу у всех был стереотип. Если ди-джей, то значит все — наркоман, алкаш. Что он в ночных клубах может делать? Только бухать. Сейчас мне 34 года, а я за всю свою жизнь даже не пробовал шампанское и никогда не курил. Я этим не горжусь, просто это нормально для меня. Потом все потихонечку смирились. Те родственники, которые говорили, что я наркоман, потом у меня просили деньги в долг. Кстати, образование у меня международник. Знаю русский, казахский, арабский, турецкий и английский. Хотя, иностранные языки пригодились мне только тогда, когда я путешествовал. Диджей Фара - Фархат Конкаев и казахстанский велогонщик Александр Винокуров - 18 лет стажа - довольно большой срок. По-вашему, как за эти годы поменялась электронная музыка? — Кардинально. В ретро клубах сейчас то, что раньше я играл в начале своей карьеры и считал модным. То и дело слышишь: "This is old school". В моей молодости были популярны стили гараж (Garage), спид-гараж (Speed Garage), стэп (Step), тустеп (two-step). Сейчас много новых направлений. Новые тренды – это хаус (House), тек-хаус (tech house), дип-хаус (deephouse). -А каково Ваше личное отношение к поп-культуре? — Любой сам себя уважающий ди-джей не любит поп-мьюзик. Это связано с тем, что эта музыка совсем простая, совсем дешевая. Она сделана для того, чтобы простой народ понял. Электронная музыка больше для тех, кто ее действительно ценит. У каждого человека ведь есть свой уровень. Любой музыкант, как и любой человек, который изживает простое, хочет расти. И в этом помогает, безусловно, электронная музыка, которая новая, не похожая ни что другое. "Хэй, битмейкер, патимейкер" - Существует мнение, что в связи с безграничными функциями технологий, роль ди-джея уходит на второй план. Как считаете, насколько это правда? - Это совсем не так. По такой логике, тогда можно было бы все песни в компьютер загрузить и все. Понимаете, каждый ди-джей по-своему психолог. Он не просто так играет сет (сведенный набор треков, которые играет DJ — прим.), а смотрит, наблюдает и ориентируется на людей в клубе, их возраст, пол. Так, например, в основном надо ориентироваться под дам. Если танцуют дамы, и они веселые, то будут и мужчины. А где мужчины, там деньги. Роль ди-джея первостепенная. Просто раньше были кассеты и бобины, а сейчас флешки. - Для Вас диджеинг – больше творчество или работа? — Честно признаться, до женитьбы я видел только одну сторону – работу. Сейчас вот я шесть лет в браке, у меня растет сын, приоритеты поменялись. Теперь это хобби, которое приносит много денег. - Если не секрет, как можно заработать на диджеинге? — У меня с моим близким другом, тоже ди-джеем, есть маленькая студия, где мы как минимум один раз в неделю встречаемся. Мы делаем в основном ремиксы, занимаемся ремастерингом. Ту же самую попсу немного переделываем, добавляем драйва в нее, чтобы она подошла для клубов. Пишем треки, получаем много заказов от местной и российской эстрады. Заказывают ремиксы, авторские треки, правда, наши имена в принципе нигде не упоминаются, потому что права полностью выкупаются. Бывает, что иногда приходит человек с полным отсутствием вокала. За хорошие деньги делаем отличный микс из того, что есть. Грязный вокал вытянем, почистим, бэк-вокала добавим, добавим других артистов. Хорошо заработать можно, если у тебя свой уникальный стиль игры, манера, подача. Сначала работаешь на свое имя, потом наоборот. Наверное, на казахстанском уровне сейчас мое имя работает на меня. Я один из самых дорогих диджеев в городе. - В свободное время ходите сами в клубы послушать работу других диджеев? — Нет. Совершенно нет. Потому что я не хочу слушать то, что играют другие ди-джеи. Разве что приглашенных мастеров. Местных диджеев слушаю иногда, когда приезжаю в другой город по работе. Вот с ними, в первую очередь, нужно считаться. Они уже знают публику. Знают, какую музыку любит Максат, Коля, Саша. Я примерно слушаю, что они играют и делаю то же самое, только в своем стиле, со своей подачей. - Каждому автору хочется, чтобы его труд был оценен. Вы получаете отдачу от слушателей, энергетическую или какую-нибудь другую? — Не хочу никого обидеть, но у нас народ пока не приучен слушать хорошую музыку. Если человек стоит в клубе и слышит музыку, слова которой он не знает, а что еще хуже, не видел клип, то все. Это ему немодно, скучно. Он ведь должен танцевать так, как в клипах, которые навязывают с телевизоров в день по 50 раз. Собственного вкуса нет. Но ведь нужно пробовать, искать что-то новое. Я сам два раза в год езжу за границу и играю там ту музыку, которую хочу слушать. Она отличается тем, что она некоммерческая. А люди, которые там собираются, — настоящие ценители. Поэтому нам здесь приходится переделывать ту же самую попсу в виде электронного ремикса, чтобы хоть как-то разбавить обыденность. Чтобы наш как-то народ чуть-чуть перевоспитать, из них что-то сделать, чтобы они росли. Не застряли в 70-х либо в 80-х. Понимаете? - Непонимание – самое тяжелое в вашей работе? — Единственная трудность в работе ди-джея – это люди. Отношение человека к тебе. Очень трудно было с людьми в конце 90-х. Было презрение. Ди-джей – это значит олух, считали. Но я с этим не мог смириться, у меня еще характер тяжелый. Сказывается то, что с Джамбула. Так вот, и сейчас есть некоторые, которые говорят, что диджеинг – не профессия. Но шаг за шагом все меняется. Радует, что народ стал культурней. 70 процентов гостей подходят во время игры, говорят: "Брат, как дела? Как ты?" Общение немаловажно. - Чтобы постоянно находиться с музыкальном тонусе необходимо вдохновение, согласны? Что или кто вдохновляет Вас? — Мой сын. Ему 3,5 года. Он моя муза. Он только со мной спит, только со мной кушает. Когда включаю музыку, он сидит рядом со мной и танцует. Иногда в машине на радио начнут крутить попсу, а он говорит: "Папа, выкючи эту мюику". Но я его заставлять что-то слушать не буду. И всем советую фильтровать информацию и слушать только качественный продукт, а не то, что навязывают. Ищите новое. По завету DJ Fara, не забыв поздравить с праздником, по ходу добавляю в свой плейлист немного электро. А в голове пронеслась: "музыка волн, музыка ветра"…

Трудно быть ди-джеем: DJ Fara о жизни, деньгах и 90-х
© Sputnik Казахстан