Киноклуб "Ракурс" в марте работает в областной библиотеке и Литмузее
11 марта в 16.00 в областной библиотеке Михаил Куперберг покажет "Восход солнца" Фридриха Вильгельма Мурнау (США, 1927 г.). Великий немецкий режиссер-экспрессионист Мурнау в своем первом американском фильме, получившем три премии "Оскар", возносит, по словам Чарли Чаплина, "немое кино до уровня совершенства. Этот гимн Мужчине и Женщине мог бы звучать в любом месте и в любую эпоху. Везде, где восходит и заходит солнце, в круговороте городов или на сельских просторах, жизнь всегда одинакова: то жестокая, то ласковая, смех и слезы, грех и прощение". В фильме снимались Джордж ОʼБрайен, Джанет Гейнор, Маргарет Ливингстон. 15 марта в 19.00 в новом корпусе Самарского литературного музея Олег Горяинов покажет ленту "Пушки Дхармы" режиссера Франсуа Жака Оссанга (Франция, Португалия, 2010). "Молодой человек — поэт, сценарист и воин — умирает. Как воспроизвести образы, рождающиеся в его мозгу? Оссанг привил свою ленту к центральной нервной системе, к самому месту рождения ментальных образов. "Мои глаза выпили", в этом мы слышим достойную трактовку кинематографических ожиданий Антонена Арто. "Пушки Дхармы" вечно носятся по воздуху, жужжат, пробивают себе путь в направлении острова мертвых. Шедевр, который медленно движется у нас перед глазами пошатывающейся, медленной походкой уверенности, в одной компании с "Носферату" (1922 г.) и "Вампиром" (1932 г.)", — писала киновед Николь Брене. "На меня повлияло русское кино 20-х годов — Эйзенштейн, Дзига Вертов, Пудовкин, Довженко. Также повлияли и тексты, например манифест Эйзенштейна и Пудовкина "Будущее звуковой фильмы", — говорит Оссанг. — В нем как раз и говорится о большом внимании к звуку, даже ценой потери искусства монтажа. Также на меня подействовало немецкое кино — Мурнау, Ланг. Французские авангардисты. Американские нуары, Ги Дебор, Брессон, Тати, Мельвиль". 18 марта в 16.00 в областной библиотеке можно посмотреть фильм Акиры Куросавы "Трон в крови, или Паучий замок". Классик мирового и японского кино Акира Куросава был и остается одним из самых смелых новаторов в истории кино. Он обратился к трагедии Шекспира "Макбет", но перенес действие в Японию XVI века, прибегнув к приемам театра "но". "Несмотря на все нарушения канонов, именно этот фильм можно назвать шекспировским с гораздо большим основанием, чем многие из тех, что почтительно следовали за драматургом", — писал Сергей Юткевич. Фильм получил "Серебряного медведя" на МКФ в Берлине. В картине снимались Тосиро Мифунэ, Исудзу Ямада, Такаси Симура. 25 марта в 16.00 в областной библиотеке покажут документальный фильм Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо "Соль Земли". Фильм Вендерса — образец стройности мысли и мастерски выстроенной истории. Главный герой — выдающийся социальный фотограф и мудрец, бразилец Себастьяно Сальгадо (его сын Джулиано Рибейро Сальгадо выступил на проекте вторым режиссером). Вендерс следует стилистике своего героя: "Соль Земли", как и его переворачивающие душу фотографии, почти полностью черно-белый, и такой же деликатный и неспешный, как Сальгадо. Главная же заслуга фильма — в том, как тонко и аккуратно он подводит зрителя к финалу, в котором есть мораль, но совсем нет назидательности. Лента получила премию "Сезар", специальный приз жюри и приз экуменического жюри на МКФ в Канне и приз зрительских симпатий на МКФ в Сан-Себастьяне. 29 марта в 19.00 в Литмузее можно посмотреть три ранних фильма главного мага кинематографа Рауля Руиса: "Зигзаг — игра в гуся", "Спор садов" и "Путешествие руки". "У Руиса я снималась в телевизионном сериале "Мануэль на острове чудес", об острове пиратов. Я играла маму главного героя, мальчика по имени Мануэль. И вот в середине съемок Руис решил снимать другой фильм, двадцатичетырехчасовой. "Почему бы не снять другое кино? Кто хочет сделать это завтра?" Это было сумасшествие!", — рассказывает о работе с Раулем Руисом актриса Тереза Мадруга. Все показы сопровождаются обсуждением со зрителями.