Фото с историей. Рязанов, который работал на крыше
Sobesednik.ru решил поведать о фото, которое было сделано в перерыве между работой над фильмом Эльдара Рязанова. Не секрет, что режиссер Эльдар Рязанов любил экстремальные съемки: погони, трюки, полеты. Вот и фильм «Привет, дуралеи!» снимался на крыше. Выход на площадку... из коммуналки В июне 1995 года «Дуралеи» обосновались на одной из крыш жилого дома в центре Москвы. Именно там фотограф Юрий Феклистов запечатлел режиссера Эльдара Рязанова, артиста Бориса Щербакова и лидера клоунской группы «Лицедеи» Вячеслава Полунина. – Я работал два дня на съемках этой кинокартины, – рассказывает автор снимка. – Этот кадр сделан на крыше дома №3 по улице Остоженке. Кстати, в соседнем доме сейчас живет известный телеведущий Андрей Малахов, а внизу – ресторан Степана Михалкова. Снимали на внушительной высоте – на уровне пятого этажа. Выстроили деревянные помосты, чтобы мы могли удержаться и хоть как-то по ним передвигаться. Съемочная группа выходила на эту крышу из большого окна коммуналки дома №5 – он пристроен вплотную. Эту же пустующую в то время многокомнатную квартиру использовали в качестве гримерки и костюмерной. По сюжету там жила Светлана (Татьяна Догилева) – бывшая жена главного героя фильма Каблукова (Вячеслав Полунин), который после развода обосновался на крыше. – Долго мы выбирали место для этих съемок, много московских домов облазили, – рассказывает второй режиссер фильма Людмила Урюпина. – И вот нашли то что надо: потрясающий вид на Москву, на только еще строящийся храм Христа Спасителя, на бульвары. Эльдар Рязанов любил в своих картинах показывать красивые виды столицы. Сцены снимали перед самым закатом, а чтобы этот момент поймать, работали в быстром режиме. Клоуна выручил Мягков В этом фильме известный клоун-мим Вячеслав Полунин впервые сыграл в кино. Эльдар Рязанов вспоминал, что не сразу остановился на его кандидатуре. Среди прочих роль предлагали, например, Олегу Меньшикову. Но тот сниматься не смог. Тогда Эльдар Александрович и решился на авантюру. «Предложив ведущую роль Полунину, я взвалил на себя немало дополнительных хлопот, в общем, груз оказался нелегким, – писал в своих мемуарах Рязанов. – Роль разговорная, с приличным количеством текста, а Полунин, как известно, мим. И главная его выразительность заключалась в пластике. За свою долгую клоунскую деятельность он сказал лишь два слова: «н-и-и-зз-я!» и «аси-сяй». Честно говоря, для разговорного артиста небольшой словарный запас. И действительно, диалог оказался для Славы мукой мученической. Слава был весь начинен шпаргалками, как зубрила-второгодник перед экзаменом. Листочки со словами роли были запиханы у него во все карманы. Некоторые вещи в работе он хватал, что называется, «влет». А иной раз случались сложности, затык, стопор. По сути, на съемках он учился, осваивал новую профессию». Кстати, из-за неважной дикции Полунина его роль потом озвучил Андрей Мягков. Сам клоун вспоминал в интервью, что самые сложные для него съемки в этом фильме проходили как раз на крыше. Ведь по сюжету он там не только ходил, но и в двух эпизодах висел на карнизе. Однако, по словам очевидцев, все трюки выполнял сам, со страховочным тросом. – Если честно, я боюсь крыши, – признавался известный «лицедей». – Кстати, мой герой по сценарию тоже боится крыши. Он же на нее и лезет, потому что хочет преодолеть страх. Перед этими съемками на всякий случай я посмотрел, как такие сцены снимали у Гарольда Ллойда. Помните, у него знаменитая сцена с часами?! Я специально достал архивный материал, где заснято, как все снималось, как строились конструкции, достал книги, где есть фотографии во время съемок, всё привез Рязанову. Вместо водки – вода – Во время работы на крыше тучного Эльдара Александровича ассистенты поддерживали сзади, чтобы не упал, – смеется в разговоре с «Собеседником» исполнитель роли Федора – артист Борис Щербаков. – На этом снимке Рязанова выпустили из рук буквально на три секунды. Да и мы все, если честно, только и думали, как бы не свалиться вниз. Конечно, из-за этого было неуютно. Помню, поначалу нас пытались привязать веревками к каким-то брусьям, но это было заметно в кинокадре. Решили отказаться. Снимали сцену, когда мой герой, коллега Каблукова – Полунина, пришел в гости к другу. Там они выпивают, разговаривают по душам, спорят. Спиртное в бутылке, конечно, не настоящее – вода. Эльдар Рязанов не любил выпивающих на работе. В другом же Рязанов любил поиграть «в настоящее» – например когда снимали на улице, то ходили среди обычных прохожих. Те съемки Щербаков вспоминает с радостью: – Рязанов – гениальный, талантливый режиссер. Он четко ставил задачу актеру, но и не был против, когда кто-то предлагал импровизацию. А еще радость – такой партнер, как Вячеслав Полунин. Клоун во всем! Обедаем с ним, и он начинает крутить обычную вилку, сразу видно: на ходу придумывает номер. Еще вспоминаю: когда он что-то рассказывал, то много жестикулировал, видимо, по клоунской привычке. И очень часто употреблял слова с буквой «р». Поскольку плохо ее выговаривал, то, наоборот, как-то специально делал на нее акцент. Получалось забавно.