Николай Бурляев снялся в фильме, где усмотрели порнографию
В Москве силами Госфильмофонда РФ организовали «Эхо фестиваля архивного кино». Некоторые из представленных раритетов намеренно были забыты на полвека. Среди них — картина «Мальчик и девочка» Юлия Файта, где юный Николай Бурляев сыграл не самого хорошего мальчика на свете, бросившего девочку. Юлию Файту 27 марта исполнится 80. Он учился на знаменитом вгиковском курсе Михаила Ромма с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, Александром Миттой. Его отец Андрей Файт был актером немого, а потом и звукового кино. Сам Юлий снимался у Сергея Эйзенштейна в «Иване Грозном». Его собственный фильм «Мальчик и девочка», снятый 50 лет назад, можно считать выпавшим из истории кино, картиной, символизирующей «оттепель». К юбилею фильма вырезанный по распоряжению киноначальства фрагмент с юными любовниками, уснувшими в траве, восстановлен. Благо режиссер сам его вырезал в кинобудке и положил в карман. Во время съемок его вызывали на ковер, пришлось ехать из Геленджика в Ленинград. Тогда еще предупредили о «смещении акцентов», а потом усмотрели в фильме порнографию, из первой категории перевели в третью, запретили показы в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик. Только что закончивший школу герой Николая Бурляева отправлен родителями в крымскую здравницу — «перед мужской жизнью», как скажет его мать. Голубоглазый, трогательный, худенький, он бродит в томлении по курорту, пока не встретит юную официантку в исполнении Натальи Богуновой. Молодые любовники окажутся в цветущем поле, где произойдет то, от чего бывают дети. На экране мы ничего не увидим, только лица, но этого было достаточно, чтобы причислить фильм к разряду порнографических. А потом мальчик уедет в Ленинград, пообещав девочке вернуться. Только он не вернется, а она будет воспитывать ребенка. Наталья Богунова так божественно прекрасна на экране, что в голове не укладывается ее недавняя смерть на Кипре. Удивительно, но всесоюзную известность она получила лишь после роли учительницы в телефильме «Большая перемена» в начале 70-х. Юлий Файт вспоминает, что говорила Богунова скучно, не было в ней того, что ему было нужно, поэтому за две ночи ее переозвучила Инна Гулая — жена Геннадия Шпаликова, написавшего тексты песен к картине. 20-летний Николай Бурляев тогда снимался в «Андрее Рублеве» у Тарковского, который отпустил его к Файту только потому, что были они однокурсниками. Но ему не нравилось то, что молодой актер возвращался из Геленджика на съемки под Владимиром отдохнувшим и загоревшим. Юлий Файт пошел наперекор сценарию Веры Пановой. Кинодраматурги Дунский и Фрид сразу сказали, что представляют себе Панову сидящей на высокой горе, откуда она грозит молодежи пальчиком: «Дети, не делайте этого, от этого случаются дети». «А меня интересовало, как юные души притягиваются друг к другу. Бурляев точно перемены делал — то увлечение, то усмешка, и Богунова то задыхалась от любви, то злилась. Поцелуй мы три раза переснимали. Панова была фильмом недовольна, но потом смирилась. А через два года переиздала свою повесть, изменив ее, как в картине», — вспоминает Юлий Файт. По ошибке киномеханик показал нам фильм не с цифры, а с пленки с идеальным цветом. А предваряла показ короткометражка «Трамвай в другие города» Файта по сценарию Геннадия Шпаликова, снявшегося в небольшом эпизоде пассажира в трамвае с книгой в руках. Он лишь дважды снимался в кино — еще у Хуциева в «Заставе Ильича». В редакторах значится Юрий Трифонов — тогда еще молодой писатель, но уже лауреат Сталинской премии. «По моему недосмотру не попал в титры Олег Ефремов, который читает закадровый текст, — вспоминает Юлий Файт. — Я его хотел снимать в роли милиционера, но он руководил театром». Удивительно, что у студента режиссерского факультета было две экспедиции — в Крым, где снимали на Симферопольском водохранилище, и досъемки в Тбилиси. Двое мальчишек сбегают из дома, чтобы выяснить, куда же уходят ночью трамваи. На их пути возникает милиционер. Мальчишки бросают его форму в море, ведь без нее он уже не милиционер и ничего им не сделает. Страж порядка в трусах и с пистолетом в кобуре — человек с юмором. На вопрос детей, что это за море, назовет его морем утонувших штанов. В детском кино можно было позволить такое, что во взрослом никогда бы не прошло. Спустя 30 лет Файту позвонит Андрюша Титов — тот самый ребенок, сыгравший главную роль, ставший инженером, — и придет с сыном. Файт считает, что был Андрей одним из лучших мальчиков в кино. А нашла его ассистент режиссера Евгения Лыжина, которая привела когда-то мальчика Сергею Бондарчуку в «Судьбу человека». «Она нашла нас во дворе и пригласила в кино, — рассказывает «МК» Андрей Титов. — Мне тогда было шесть лет. Сыгравший моего друга Женя Богданов был сыном циркового артиста. На съемки в Крым я ездил с мамой. С тех пор полюбил его».