Ксения Ильина: "Сплит" и 24 личности Джеймса МакЭвоя
Sobesednik.ru посмотрел «Сплит» – лихо закрученный триллер М. Найта Шьямалана. Трое одноклассниц уезжают с дня рождения одной из них, по всему – местной звезды, но вместо папы в машине неожиданно оказывается Дэннис (Джеймс МакЭвой) с усыпляющим баллончиком. Дэннис ли? Как окажется совсем скоро, далеко не всегда он. В зависимости от обстоятельств, никому не подвластных. Иногда Патриция, иногда девятилетний Хедвиг, и всего лишь один раз за весь фильм – реальный «владелец» двадцати четырех альтер эго – Кевин. На вопрос, что всем двадцати трем вместе взятым нужно от подружек, ни одна из личностей ответить не может – только и есть, что разговоров про какого-то диковинного «зверя», который скоро явит себя миру, после чего настанет ад на земле. Про зверя знает лишь психотерапевт (Бетти Бакли), работающая с такими, как Кевин, и раскрывающими, на ее весомый взгляд, весь свой потенциал. В самом деле, если кто-то и знает о себе в достаточной мере, так это они, люди с диссоциативным расстройством личности. Но доктор Флэтчер, конечно, в зверя не верит, считает его еще одной причудой Дэнниса-Кевина. А зря. Новый триллер М.Найта Шьямалана («Шестое чувство», «Знаки») – эдакое детище всех фильмов ужасов, названия которых вы, кажется, вспомните с трудом, хотя смотрели совершенно точно. Название, на удивление, не пострадало от метаморфоз отечественного перевода, сценарий движется по проторенной дорожке – возьмем трех девочек, сделаем двух глупыми, как пробки, а одну – обязательно не такой, как все, белой вороной. Если у нее вдруг есть какая-нибудь детская травма – еще лучше. Вот и в «Сплите» Кейси (Аня Тейлор-Джой) оказывается единственной, кто способен помочь Кевину, а на деле – хотя бы выжить самой. Флэшбеки долго и упорно будут рассказывать нам историю маленькой Кейси, рано лишившейся обожаемого отца и оставшейся на попечении дяди-педофила. Но всем страданиям приходит конец, и однажды испытавший муки испытывать их снова, раз за разом – не имеет права. В этом сходятся все двадцать четыре пребывающих в Кевине личности, но приходят к этому решению, конечно, не сразу. Шьямалан не торопится с разворачиванием событий, показывает не всех, но некоторых из «постояльцев» Кевина довольно детально. Ахиллесова пята этой детальности обнаруживается во второй половине фильма: упражнения в смене масок выглядят именно что упражнениями, не особенно будоража сознание зрителя, разве что удивляя частотой смены на временную единицу фильма. Вот МакЭвой в рубашечке, застегнутой на все пуговицы, педант до мозга костей, самопровозглашенный главарь. Вот МакЭвой – на каблуках и в шали, практически идеальная матрона. Вот он же – в трениках выплясывает под Канье Уэста. Как говорится, на любой вкус. Болезненная смена лиц в какое-то мгновение оборачивается мельтешением дражайшего МакЭвоя на экране под слезы отчаявшейся, но все еще решительной в своем желании спастись Кейси. Но Шьямалану и в этом темпе, и в этом жанре жутко комфортно. Беды в этом нет, а досидевшему до конца зрителю воздастся по заслугам в виде крепко сделанного и тонко закрученного финала. Подходящее слово для этого всего, пожалуй, «камерность» – после предыдущего фильма «Визит» отрекаться от своих принципов Шьямалан не собирается. «Мы те, кем себя считаем» – говорит герой МакЭвоя. Проблемы начинаются там, где наступает пограничье, отсутствие счета, невозможность определиться раз и навсегда. Неизведанное, темное прорывается наружу, но не трогает тех, кто настрадался достаточно, и в конце концов причиняет самый жестокий вред самому себе.