Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

Анимация для ума и сердца. Почему прокатчики игнорируют авторские российские мультфильмы 

Анимация для ума и сердца. Почему прокатчики игнорируют авторские российские мультфильмы
Фото: Вечерняя Москва
С 16 марта в 10 кинотеатрах Москвы и еще в 300 городах России пройдут показы программ XXII Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. В столичных кинотеатрах «Березка», «Вымпел», «Звезда», «Искра», «Космос», «Молодежный», «Полет», «Сатурн», «Салют» и «Факел» можно будет увидеть лучшее, созданное российскими мультипликаторами за год. О новинках и тенденциях в отрасли рассказывает директор фестиваля, продюсер Александр Герасимов. Прошлый год привнес в отечественную анимацию резкий всплеск сериальных брендов. Многие студии, ранее занимавшиеся авторской анимацией (к ней относятся «Ежик в тумане», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и прочие), стали поворачиваться в сторону анимации индустриальной («Смешарики», «Фиксики», «Богатыри»). А в нынешнем году наконец-то произошло увеличение количества картин «полного метра».
— Александр Петрович, как эта ситуация отразилась на программе кинофорума?
— В конкурс полнометражных картин отобрано 8, а ведь еще лет пять назад их было всего 2–3. Любопытно, что среди них есть даже один полнометражный мультфильм, сделанный в Казани. Это означает, что и региональная анимация тоже доросла до производства «полного метра».
— Каждый год ваш кинофорум выбирает тему. Какова она в нынешнем году?
— Как по нотам. Это соответствует духу фестиваля, заложенному в его концепции: четкость, точность, профессионализм. Наш кинофорум — профессиональный, здесь ежегодно собираются более 1500 представителей анимационной отрасли.
— Выбранная тема коррелирует и со 100-летием , которое отмечается в этом году. Будем вспоминать Винни Пуха и Бонифация?
— Федор Савельевич действительно был истинным профессионалом. В его маленьких шедеврах все изумительно, вплоть до штришка. Творчество Хитрука — эталон нового киноязыка и глубины, его можно сравнить с Эйзенштейном в игровом кино. Каждый его мультфильм действительно сделан как по нотам. Так что у нас будет вечер приятных воспоминаний: покажем фрагменты фильмов, посвященных творчеству Мастера. Кроме того, презентуем новый 52-минутный документальный фильм, производство которого завершается на студии «Мастер-Фильм» и который покажут 1 мая, в день рождения Хитрука, по ТВ. Картина называется «Быть всем». Так ответил сам Хитрук, когда его спросили, кем должен быть режиссер-аниматор. Фестиваль анимационного кино традиционно силен деловой программой, ставящей актуальные вопросы отрасли.
— В прошлом году на круглом столе педагоги анимационных вузов выражали озабоченность тем, что молодые аниматоры в погоне за деньгами сразу после выпуска пополняют команды сериальных проектов, теряя возможность сделать собственный фильм-высказывание. А через 10 лет, оперившись, уже боятся рисковать. Чем порадуют нас студенты и дипломники в этом году?
— В программе есть талантливые курсовые работы (студенческих фильмов в конкурсе — 27) и интересные дипломные проекты — их 14. Что касается упомянутой вами тенденции, то это веление времени. Запуск сериалов — это бизнес: продюсеры ищут талантливых режиссеров, драматургов, художников. И конечно, если попадается выпускник киношколы с ярким дипломным фильмом, ему тут же следует предложение. И уже сам молодой специалист должен решать, идти ему работать на сериал или нет.
Многие идут, ведь когда еще найдешь деньги на свой маленький шедевр? А для запуска даже крошечного авторского фильма надо искать продюсера и студию. Пытаясь решить эту задачу, можно потерять шанс «пристроиться всерьез и надолго». Но я лично знаю многих молодых людей, которые отказались уйти в сериалы, потому что видели свой собственный авторский путь.
— Каков размах конкурса «Суздальфест» в этом году и каковы его особенности?
— Количество участников конкурса сравнимо с прошлым годом — 104 фильма. Дебюты представлены 11 фильмами, в прикладной анимации — 16 работ, сериалов в конкурсе — 19, короткометражек — 23. Отличительная особенность конкурсной программы — сокращение ее общего хронометража, что объяснимо стремлением к уменьшению производственных затрат. Но общее время не изменилось за счет увеличения числа полнометражных картин.
— А чем будут удивлять программа «ВНЕконкурса»?
— В ней 45 фильмов, очень разных по тематике, идеологии, статусу, объединенных нами в спецпрограммы. Одна называется «Этюды» — это еще зарисовки, а не полноценные фильмы, но уже очень хорошо сделанные. Вторая — «Страницы великой истории» — картины на военную, духовную, православную и историческую темы. Кроме того, по традиции мы представляем зарубежную продукцию знаковых МКФ. На этот раз это программа Загребского фестиваля — старинного, уважаемого, серьезного.
— Какой конкретной отдачи вы ожидаете от деловой программы нынешнего года?
— Во-первых, у нас состоится ярмарка сценариев детских писателей. Они приедут с проектами фильмов, а это замечательный приток свежих идей, интересных режиссерам, драматургам, продюсерам. По итогам прошлогоднего аналогичного питчинга несколько проектов получили свое развитие и уже находятся в производстве.
Во-вторых, будет проходить YouTube — панель в партнерстве с . В этом году мы знакомимся с приложением «YouTube — детям» — безопасным детским контентом (это приложение стартовало в России в сентябре прошлого года), что будет интересно родителям. Узнаем, что это за приложение, от российских продюсеров, которые размещают там свои мультфильмы. Там есть и «Маша и Медведь», и «Смешарики», и «Богатыри», то есть те продукты, которые собирают миллионы просмотров.
В-третьих, круглый стол «Проблемы становления и перспективы развития детских начинающих анимационных студий» поможет разобраться с вопросами обучения педагогов этих студий, чтобы востребованное в последний год движение по созданию мультфильмов самими детьми могло стать массовым. А на очень любопытном круглом столе «Полный метр и Авторская анимация в зоне конфликта» попытаемся разобраться с причинами разрыва между сообществами авторского кино и мультиндустрии.
Экспертами тут выступают ведущие анимационные продюсеры, представители и Фонда кино. Наконец, впервые состоится питчинг сериальных проектов для телеканалов. Это веление времени: сегодня режиссеры делают «продукт», не будучи уверенными, что каналы его покажут. А каналы, в свою очередь, начав снимать анимацию самостоятельно, повсюду ищут профессионалов.
— То есть вы решили перекинуть мост, организовать «смычку» между спросом и предложением?
— Да. И для нас полной неожиданностью стало то, что на питчинг уже поступило 47 (!) проектов. Топ-менеджеры 10 телеканалов заслушают очные презентации 10 финалистов и назовут лучший проект. Есть и еще одна новость. У нас в стране существуют серьезные анимационные учебные заведения: ВГИК, СПбГУКИТ, ШАР и другие. Мы решили сделать в этом году этакий Гайд-парк, который назвали «Кампус» — площадку с рабочим пространством, — предоставим различным киношколам для их самопрезентации.
— В лучших традициях «Чебурашки и Крокодила Гены», которые в ходе строительства дома передружились?
— Нам хочется, чтобы анимационные школы активизировались, началась молодежная «движуха», зародились перекрестные проекты, пошел обмен опытом, кросс-лекции. Это будет аналог объединенного стенда на международных кинорынках. Но у них в основе — бизнес-идея, а у нас — студенчески-образовательная.
— Раз мы заговорили о кинорынках, то уместно спросить: почему практически любой игровой российский полнометражный фильм сегодня убыточен или в лучшем случае выходит «в ноль», а в анимации есть немалое количество проектов, на которых продюсеры неплохо зарабатывают?
— Этот вопрос, думаю, задают себе все продюсеры, которые, провалившись в кино игровом, потом пытаются снять анимационные фильмы. Да, сельяновские «Богатыри» или франшиза про «Волка» прибыльны. Как сказал Сельянов: «Мы приучили Россию ходить на Новый год на наши мультфильмы». Но нельзя сказать, что 100 процентов всех полнометражных анимационных фильмов окупились, потому что есть не успехи и у того же Сельянова. Например, прошлогодний «Волки и Овцы» собрал хороший бокс-офис, но ожидания-то были гораздо выше: фильм очень дорогой в производстве, на рекламу много потрачено, а надежд не оправдал. То же самое было и с «Синдбадом» — тоже скромно прошел.
— Но в анимации хотя бы есть успешный опыт?
— Есть, безусловно. И мы можем говорить о более высоком КПД в анимации, чем в игровом кино. Из 10 игровых картин лишь одна выстреливает. А в анимации выстреливают три-четыре, да и остальные шесть не в полном ауте. Думаю, это происходит из-за того, что анимация живет по другим законам, нежели игровое кино, ее делают другие люди. В анимации нет понтов — красной дорожки, софитов. Здесь творцы годами сидят за компьютером, не вылезая из помещения. И потом к анимационному кино подход очень тщательный. Отснятый неудачный эпизод в игровом кино можно тут же на площадке переснять.
В анимационном кино любое исправление выливается в колоссальные деньги. И аниматоры очень ответственно подходят уже в начале пути, все «дожимается» и «докручивается» еще до начала производства.
— Увеличился ли за последние 10 лет интерес западных прокатчиков к российской анимации? И почему в СССР наши мультфильмы столь успешно продавались?
— Что было в СССР — тайна, покрытая мраком, поскольку мультфильмы продавала единственная организация «Совэкспортфильм». Как они это делали и что имели взамен — неизвестно, все было централизованно и засекречено. У нас нет статистики по поводу коммерческого интереса к нашим советским мультфильмам, но мы точно знаем, что к ним был явный фестивальный интерес. Знаем, что была некрасивая история в девяностые годы с нашим бывшим соотечественником артистом , уехавшим в Америку, который за «три копейки» приобрел у «Союзмультфильма» право коммерческого использования его легендарной коллекции в течение десятков лет за рубежом. Но зато мы можем говорить о том, что сегодня интерес к нашей анимации в мире появился и есть проекты, достойно представляющие страну за рубежом.
— Какие именно? «Смешарики»? «Богатыри»?
— С колоссальным отрывом от остальных идет «Маша и Медведь». Далее — и «Смешарики», и «Фиксики», и «Барбоскины». Что касается «полного метра», то это «Белка и Стрелка» и «Снежная королева» (франшиза). А вот «Богатыри»-то как раз не идут.
— А почему «Богатыри» не идут?
— «Богатыри» решены в классической рисованной (недорогой) 2D-анимации, а сейчас в мире все больше в тренде 3D. Во-вторых, это сугубо национальная история — наш фольклор, персонажи. Насколько я знаю, «Богатыри» особо на зарубежные кинорынки-то и не выставляются. В «Маше и Медведе» практически нет текста, а в «Богатырях» есть наш замечательный юмор, который иностранцам непонятен.
Увеличение интереса к нашему анимационному кино обусловлено двумя причинами. Во-первых, появляется контент полнометражный и сериальный, который удовлетворяет международному уровню, понятен и интересен всем детям в мире. Во-вторых, у нас теперь впервые за многие годы есть возможность выезжать на кинорынки. Сегодня российская анимация презентуется на объединенных стендах Роскино в Каннах, Лос-Анджелесе, Берлине, присутствует в крупнейших электронных базах данных медиаконтента, входит в число финалистов питчингов ведущих кинорынков.
— А что вы скажете о перспективе участия России в копродукции больших международных анимационных проектов?
— Думаю, это как раз дело самого ближайшего будущего, двух-трех лет. Копродукция — это не так просто, тут надо, чтобы многое совпало. Хотя что далеко ходить: тот же сериал компании Wizart — абсолютная копродукция с испанцами, 50 на 50. Первые ласточки уже полетели.
— В полнометражном игровом кино много фильмов, ориентированных только на фестивали, киносети их не берут. А в анимации?
— Вся наша авторская анимация, входящая в программы «Короткометражное кино», как и дебюты, ориентирована только на фестивальный успех, фестивальную жизнь.
— А ведь раньше существовала сеть детских кинотеатров, мы семьями ходили на анимационные сборники в кинотеатр «Баррикады», например. Сегодня сборники можно где-то увидеть?
— Уже два года существует проект «Мульт в кино», который возглавляет , — показ сборников новых серий сериалов: «Бумажки», «Мимимишки», «Сказочный патруль», ну и «Смешарики», «Фиксики», другие топовые сериалы, разумеется. Формируются сборники на 45 минут, они идут в залах сети «КАРО», кинотеатре ГУМа, в зале Pushka каждые две недели.
Еще есть программа «Кинодетство», ей три года, которую делает замечательный человек . Она формирует альманахи из короткометражных фильмов. В отличие от сериалов, эти разрозненные «коротышечки» практически не имеют шансов быть увиденными. Их телевидение не берет — кому нужно возиться с «мелким мусором»? Ведь с каждым автором надо отдельный договор заключать, а фильм — на три минутки! В интернете, даже если их вывешивают, они все равно не набирают большого количества просмотров — их никто не видит. А Тамара Николаевна занимается этой сложной, кропотливой, благородной работой, выпуская на киноэкраны уже четвертый десяток таких сборников.
— А большим сетям и ТВ почему эти ее сборники неинтересны?
— Потому что это не соответствует бизнес-модели нашего кинопроката. У нас каждую неделю на экраны выходит порядка 15 новых картин. А телевидение их не берет, потому что это неформат. Каналам нужны одни и те же герои — из недели в неделю, из года в год. Только так можно привлечь рекламодателей.
— Последний вопрос, который сегодня волнует многих: что происходит с «Союзмультфильмом»?
— С ним происходит так много всего и так быстро за последний год, что даже побаиваюсь комментировать. Сейчас, насколько знаю, до конца марта студия должна переехать. И в марте вроде бы должен состояться конкурс на должность директора студии, который планировался еще 7 декабря. Недавно прошла информация, что сформирован некий орган под названием «Правление», который возглавила . Насколько я понимаю, он будет решать стратегические и концептуальные задачи развития студии. Очень надеюсь, что с формированием нового органа, с переездом, с приходом новых управленцев студия воспрянет, наладит свою работу и станет наконец Домом российской анимации.
Станет центром объединения многих других студий и коллективов, базой для создания и продвижения наших мультфильмов. Сейчас у «Союзмультфильма» все для этого есть.
— То есть, пока директора нет, говорить о том, что «старики» вернутся на «Союзмультфильм», бесполезно? Или время уже упущено?
уже много лет трудится в своей мастерской, думаю, ему нет никакого смысла переезжать. Наш оскароносец живет и работает в Ярославле, у него там прекрасная студия. Его в разные страны приглашали — он не поехал. Будет здорово, если Школа-студия «Шар», возглавляемая Андреем Хржановским, переедет на «Союзмультфильм».
Но вообще мастеров можно и нужно привлечь, организовав хорошие курсы, центр по обучению и подготовке кадров, где они могли бы с удовольствием для себя и пользой для молодежи преподавать. Запустить обучение совместно с производством. Вот это действительно может их заинтересовать.
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ДЕРЕВЯННЫХ ДОЩЕЧЕК
Открытый российский фестиваль анимационного кино родился в 1996 году. В первом конкурсе участвовали фильмы последних трех лет, поскольку анимации в середине 1990-х создавалось крайне мало. Отбора практически не было, и в программу фестиваля вошли не только художественные ленты, но и рекламные ролики, видеоклипы, телезаставки. Победителям вручали деревянные дощечки, подписанные коллегами.
Победителями фестиваля в разные годы становились Андрей Хржановский («Лев с седой бородой»), Зоя Трофимова («Мелочь», «Рождество»), Юрий Норштейн («Русский сахар», внизу — кадр из его знаменитого мультфильма «Ежик в тумане»), («В гостях у деда Евлампия»), («Рождество», «Букашки»), («Большая миграция»), Александр Петров («Русалка»), («Волшебная кисточка»), («Далеко вниз по реке»), («На краю земли», «Кот и лиса»), («Носки большого города»), («Привет из Кисловодска», «Маленькая ночная симфония»), («Желтухин»), («Кошки под дождем»).
ЦИФРА
5 деятелей анимационного кино (три режиссера, критик и композитор) вошли в жюри нынешнего фестиваля.
Что стало с Ксанкой из «Неуловимых мстителей»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров