Войти в почту

А вдруг не ту открыл бы дверь?

Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел. Коньяка не было, песни были! Вахтанг Кикабидзе Несанкционированное вторжение сотрудника органов внутренних дел в дела музыкальные состоялось давно, в 1957 году, в Москве. И ожидаемого противодействия не встретило. Напротив, Вано Мурадели, один из главных в могучей кучке советских композиторов того времени, вмешательство человека в форме в дела музыкального союза одобрил и даже благословил. "Не знаю, товарищ старший лейтенант, дослужитесь ли вы до генерала, но, думаю, композитор из вас получится, и неплохой",- сказал тогда Мурадели. Алексей Экимян стал не только генералом в милиции, но и мэтром в музыке. Этой весной ему могло бы исполниться девяносто лет. Для начала, простенький тест на узнаваемость. Вы когда-нибудь слышали эти строки? Итак: "Не надо печалиться, вся жизнь впереди…", "Вот и встретились два одиночества…", "Я хочу, чтобы песни звучали…". Поймали себя на том, что уже не только читаете, но и напеваете? Тогда вопросов больше нет, но есть два соображения. Можете себе представить, чтобы поэты класса Георгия Леонидзе, Ованеса Туманяна или Расула Гамзатова написали что-нибудь типа: "Зайка моя…" или "Пуси-муси, тря-ля-ля…"? Не можете! А чтоб уважающий себя композитор сочинил к такой дребедени музыку? Тоже не можете. Второе. Музыка из уст бойкого менестреля – одно, в исполнении Людмилы Зыкиной, Нани Брегвадзе, Муслима Магомаева или Вахтанга Кикабидзе – совсем другое. Всякую ерунду и просто хорошие певцы петь не станут, а уж очень хорошие – и подавно. Из высказываний Вахтанга Кикабидзе: "Я на всех концертах песни Экимяна пою, люди просят". Обложка альбома песен Алексея Экимяна в исполнении Вахтанга КикабидзеИ еще из воспоминаний Кикабидзе: "Наше знакомство было странным. Однажды мне позвонили в Тбилиси, из УВД. Сказали: приехал какой-то московский генерал, в свободное время пишет песни, хочет, чтобы я их исполнил… Отбояриться не получилось – уже минут через двадцать ко мне домой явились высокопоставленные чиновники, среди них Экимян в генеральской форме. Нехотя поехал с ними на студию. Но потом послушал песни, штук четырнадцать, и понял – это то, что надо! Я записал их с ходу, на следующий же день. Даже не репетировал, настолько они оказались мелодичными: просто брал текст, слушал музыку – и пел… Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел – коньяка не было, песни были!.. Экимян остался очень доволен. Позвонил мне, сказал, что хочет вместе сфотографироваться для диска. Я ответил: "Конечно! Только надень белый костюм. Как зачем?! Расписываться на твоем костюме стану, автографы давать!" Диск имел огромный успех. Назвали мы его "Пожелание" – по одноименной песне: "Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал". И "Разговор" – оттуда же: "Вот и встретились два одиночества, развели у дороги костер". До сих пор я на всех концертах эти песни Экимяна пою, люди просят…". …Несовпадение строгой генеральской формы с глубоко лирическим содержанием мелодий композитора рано или поздно должно было поставить его перед выбором. Он был сделан – в пользу музыки. Не могу знать, как сильно потеряла от этого борьба с преступностью, но музыка выиграла точно. В одной из его песен Экимяна есть такие слова: "Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь, другой бы улицей прошел, тебя не встретил, не нашел…". Он и впрямь открыл единственно правильную дверь, прошел той самой улицей, по которой надо было пройти, и нашел именно ту любовь и признание, которые заслуживал. В Грузии, в Армении, в России – повсюду.

А вдруг не ту открыл бы дверь?
© Sputnik Грузия