В концертном зале Event-Hall сити-парка «Град» вместе с симфоническим оркестром выступила одна из самых ярких групп отечественного хэви-метала «Ария». В начале 2000-х «арийцы» первыми на русской тяжелой сцене объединили гитарные риффы с оркестровыми аранжировками. Те концерты имели большой успех, но в «классический» тур музыканты не отправились. Проект «Классическая Ария» был возрожден спустя почти 15 лет – им группа в 2015 году отпраздновала 30-летие. По просьбам фанатов шоу повторили, а потом и вовсе отправились в тур по России. И тем самым мобилизовали значительную часть поклонников, уже не так рьяно следивших за творчеством группы: судя по многочисленным разговорам в зале, немалая часть из двух почти двух тысяч человек пришла послушать именно симфонические аранжировки. И, кажется, аудитория могла бы обойтись и вовсе без «арийцев»: когда Краснодарский симфонический оркестр под управлением шведского дирижера Ульфа Ваденбрандта играл попурри из старых хитов, зал дружно пел. Впрочем, как только вышли рокеры и открыли выступление одной из самых знаковых своих песен, «Игрой с огнем», «грянул хор»: слушатели стали вести себя еще активнее. Тон им во многом задавал Ульф Ваденбрандт. Начинавший карьеру как рок-барабанщик, длинноволосый, без дирижерской палочки, в майке и джинсах, он больше походил на шестого участника «Арии», чем на человека, способного управлять оркестром. Тем не менее, он не только виртуозно справлялся с этой задачей, но умудрялся одновременно управлять залом, задавая им ритм аплодисментов, в хорошем смысле слова беситься на сцене и выделывать едва ли не акробатические трюки. Можно смело сказать, что без этого задорного шведа шоу бы очень много потеряло. Как потеряло бы оно и без симфонического оркестра. Аранжировки написаны так, что краснодарские музыканты не были просто красивым фоном для «арийских» песен. Оркестр придавал композициям глубину и смысл: то гитарное соло сменялось виолончельными и скрипичными партиями, то флейта вплеталась между риффами, то духовые украшали партию баса. Однако в некоторых песнях оркестр отчетливо диссонировал с текстами – иногда музыканты поддавали симфонического пафоса туда, где он был совсем не нужен. Впрочем, это были единичные примеры, но касались они композиций самых разных лет. Конечно, «арийцы» не оставили программу 15-летней давности без изменений: какие-то песни убрали, вместо них поставили композиции из новых альбомов, и получилось ничуть не хуже. А, главное, музыкантам удалось заставить слушателей забыть о то и дело возникающих вокруг «Арии» споров на тему: «Какой вокалист лучше». Михаил Житняков – уже третий певец в составе группы, и при желании можно было бы долго обсуждать его преимущества и недостатки. Но такого желания не возникло: представив симфоническую программу высокого качества, коллектив словно вернул поклонников на 15 лет назад. А когда предаешься приятным воспоминаниям, думать о чем-либо еще не хочется. Игорь Сергеев

Тяжелая классика
© Коммерсантъ в Воронеже