Полная свобода. В Воронеже выступил ансамбль интуитивной музыки «Три «О»
В книжном клубе «Петровский» выступил легендарный коллектив «Три «О», уже более 30 лет играющий импровизационную музыку, или free jazz. Перед воронежцами предстали Сергей Летов (саксофоны, флейта), Юрий Парфенов (труба) и Аркадий Кириченко (туба, бас-труба, вокал). Каждый музыкант трио занят в разных проектах, и «Три «О» нечасто собирается, чтобы поиграть. Например, выступление в Воронеже – это первый концерт «Три «О» в этом году. Кстати, в 2016-м вместе музыканты по причине своей занятости выступали всего один раз. «Никаких рамок» Коллектив «Три «О» имеет богатейшую историю. А начиналось все в 1984-м. Сергея Летова пригласили выступить на выставке, где экспонировались авангардные работы. В 1984 году исполнялось 10 лет с «Бульдозерной выставки». Сергей Летов импровизировал на тему картин. Год спустя художники вновь пригласили его на открытие. И на этот раз Летов привел с собой Аркадия Кириченко. Как вспоминает Аркадий Кириченко, когда Летов предложил ему поиграть, первыми его вопросами было: «Какие темы, какие тональности?». На это был получен обескураживающий ответ: «Нет ни тем, ни тональностей». Сергей Летов посоветовал Кириченко посмотреть картины и передать через музыку свои ощущения. «В какой-то момент меня пробило, начал играть. Что играл, не помню. Потом выяснилось, что мы вместе играли часа три. Мне это так понравилось: никаких рамок, играй, что хочешь, и тебя слушают», – рассказал Аркадий Кириченко. Затем к музыкантам присоединился Аркадий Шилклопер. «Это было ощущение полной свободы, и мы подумали, а не сделать ли нам ансамбль. Мы пытались прибавлять состав, но потом пришли к выводу, что три инструмента – это оптимальный вариант для свободной импровизации», – вспоминает Аркадий Кириченко. Позднее Аркадий Шилклопер покинул коллектив. Вместе с Летовым и Кириченко начал играть Юрий Парфенов. «Архаичный блюз» и «Три отверстия женщины» В программу воронежского концерта вошли такие пьесы, как «Мираж», «Смена времен года», «Шествие», «Ленин в Цюрихе», «Джазообразие», «Семипалатинск», «Архаичный блюз». За каждой композицией стоит своя история. Например, музыкантам часто говорили, что их музыка – это не джаз, и что импровизация все же должна какими-то рамками определяться. Ответ на это – «Джазообразие». А вот «Семипалатинск» посвящен родному городу Сергея Летова. Для исполнения «Архаичного блюза» Сергей Летов использовал инструмент, который сделал своими руками. «Я купил алюминиевую трубу, разрезал ее пополам, просверлил в ней дырки. Мундштук немножко не подходил по размеру, я намотал нитки. Получился такой инструмент со странным звуком, он уже записан на многих альбомах, я на нем 19 лет играю в Театре на Таганке в спектакле «Марат и маркиз де Сад», – рассказал Сергей Летов. Концерт «Три «О» – это своего рода творческая встреча, музыканты, одетые в яркие костюмы, моментально расположили к себе публику. Артисты много разговаривали с аудиторией, рассказывали истории из жизни коллектива. Так воронежцы смогли узнать, как появилось название «Три «О». Все дело в том, что, вдохновившись одним из отрывков из романа Джойса «Улисс», музыканты создали пьесу «Три отверстия женщины». При этом появилась необходимость как-то назвать коллектив. Вскоре стало понятно, что назвать его «Три отверстия женщины» не представляется возможным из-за некой двусмысленности. Сначала хотели сократить до «Трех отверстий», но и здесь могли возникнуть недоразумения, затем родилось «Три «О».