Тишина и погружение: журналисты о службе подводников ВМФ России

К Дню моряка-подводника ВМФ России на телеканале "Т24" состоится премьера документальных фильмов "Подводники. Погружение" и "Подводники. Режим "Тишина". Телезрители увидят особенности службы на подлодках, как устроен быт и как экипаж готовится к каждому выходу в море. Съемки проходили на Северном флоте — в закрытом городке Гаджиево и в Североморске, а также на военно-морской базе в Новороссийске. Журналистам удалось сделать редкие кадры на атомном подводном крейсере К-117 "Брянск" (проект 667 БДРМ "Дельфин"), оснащенном ракетами РСМ-54 "Синева", и на дизель-электрической субмарине проекта 636 "Ростов-на-Дону", вооруженной крылатыми ракетами "Калибр". Также в фильмах идет речь о старейшем отечественном судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге и о ведущем российском конструкторском бюро подводного кораблестроения ЦКБ МТ "Рубин". ВЗГЛЯД С ГЛУБИНЫ Как призналась ТАСС автор фильмов Алиса Литвинова, у съемочной группы была идея сделать фильм именно про моряков-подводников, с множеством деталей их службы. Огромное впечатление субмарина произвела на продюсера фильмов Павла Безносенко. Он впервые оказался на подводной лодке. Павел также вспоминает, что все они настолько были погружены в съемочный процесс, что он даже не понимал, сколько раз группа там питалась — три или четыре. На Черноморском флоте съемочной группе "Т24" рассказали о том, что означает для подлодок класса 636 режим "Тишина". Не зря этот класс субмарин за свою бесшумность давно получил от НАТО уважительное прозвище "Черная дыра". Так, по словам Алисы, моряки рассказали, как во время учений им нужно было обнаружить другую субмарину. Соревновались "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону". Обнаружить удалось лишь по звуку захлопнутой кем-то случайно переборки на первой лодке. Съемочную группу также сильно поразило, что на подводной лодке проекта 636 главный вал вращается по деревянным направляющим. Естественная смазка, выделяемая этим деревом, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет. ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ "Лодка — это клубок проводов, труб, переборок и вентилей", — рассказала Алиса. Был момент, когда она упала с лестницы и сильно ударилась головой о переборку. Съемочная группа боялась, что будет сотрясение мозга, но обошлось. Всего съемки длились около полугода, но на самой лодке — лишь около восьми дней. У телегруппы "Т24" уже имелся опыт подобных съемок, поэтому операторы точно знали, какое спецоборудование им требуется для работы. Для камер марки GoPro были изготовлены крепежи с доработанными специальными винтами для усиления. Это требовалось для подводных съемок лодки. Ребята признались, что самым нужным оборудованием для съемок оказались веревки. Это съемочная группа поняла в первый же день, когда необходимо было спустить телевизионное оборудование в лодку. Пришлось все обматывать, перевязывать и спускать за несколько ходок. СПЛАВАННЫЙ КОЛЛЕКТИВ Алиса рассказывает, что служба на подлодке обостряет человеческие инстинкты. Те, кто уходят под воду, прекрасно понимают, что в экстремальной ситуации они могут рассчитывать только на себя. В таком же напряженном режиме живут и семьи моряков. Жены плачут каждый раз, провожая мужей в поход. Они редко знают точную дату их возвращения. И снова плачут, но уже от счастья, когда встречают лодки на причале. Во время съемок интервью с экипажами группа "Т24" была поражена тем, как подводники рассказывают о своей службе и о любви к лодке, их втором доме. Смотрите премьеру фильмов 18 и 19 марта на телеканале "Т24". Роман Азанов Средиземноморский поход: секреты съемок на "Адмирале Кузнецове"