Войти в почту

Екатерина Мцитуридзе: российские фильмы вызывают интерес на азиатском рынке

В Гонконге с 13 по 16 марта прошел крупнейший азиатский международный кино- и телевизионный рынок FILMART (Hong Kong International Film & TV Market). Объединенный стенд ROSKINO — Russian Cinema Worldwide, организованный Роскино при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Москвы, представил на этом торгово-выставочном мероприятии продукцию 45 отечественных компаний. Об интересе к российскому кино со стороны азиатских прокатчиков и перспективах его продвижения за рубежом в интервью ТАСС рассказала глава Роскино Екатерина Мцитуридзе. — Как вы оцениваете значение нынешнего кинорынка FILMART в Гонконге и перспективы продвижения российского кино в Азии? — Безусловно, FILMART является крупнейшим азиатским кинорынком, который привлекает ведущих производителей и покупателей контента со всего региона, а также представителей кино- и телебизнеса, заинтересованных в сотрудничестве с азиатскими партнерами. В этот раз в Гонконге впервые были представлены компании из Турции, Монголии, Индонезии и Польши — рынок каждый год расширяется, более 800 экспонентов из 35 стран мира приняли участие в FILMART. Это внушительные цифры. Для профессионалов индустрии Азия является одним из ключевых направлений для кинотеатрального проката российских фильмов. К примеру, в ближайшее время в Китае на 10 тысячах экранов состоится релиз фантастического блокбастера "Притяжение" продюсерского центра Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского Art Pictures Studio. Прокатом фильма будет заниматься одна из крупнейших компаний Hua Xia ("Хуа Ся"). Китайские прокатчики традиционно заинтересованы и в российской анимации — в конце 2016 года прошел успешный прокат фильма "Снежная Королева 2: Перезаморозка" в кинотеатрах Китая. В этот раз компания Wizart в рамках FILMART на стенде ROSKINO — Russian Cinema Worldwide заключила новые соглашения на продажу третьей части "Снежной Королевы" и анимационного проекта "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". На международных кинорынках закупщик, заинтересованный в продукте из России, всегда может обратиться на стенд ROSKINO — Russian Cinema Worldwide, где все значимые новинки российского кино- и анимационного производства представляют крупнейшие дистрибьюторские и телепроизводящие компании России. Мы предоставляем технически оснащенное рабочее пространство, разрабатываем уникальный дизайн стенда, привлекаем к сотрудничеству лучших профессионалов международного маркетинга. Кроме того, мы покупаем рекламу для российских фильмов у кинорынков и обеспечиваем пиар-продвижение большинства проектов — это кропотливая работа нон-стоп круглый год. — Как вы оцениваете старт проекта Кинокомиссии Москвы, который вслед за кинорынком в Берлине был представлен и в Гонконге, какой он способен дать эффект и когда можно ожидать результатов? — Я очень рада, что Москва, наш любимый и уникальный город, наконец-то будет иметь свою Кинокомиссию. Мы обсуждали это с мэром Сергеем Собяниным и нашли в нем единомышленника по этому вопросу. В данный момент вместе с Департаментом культуры города и компанией "Москино", которую возглавил Игорь Угольников, мы занимаемся организационными вопросами. В феврале в рамках Берлинале и Европейского кинорынка мы впервые представили рабочие варианты Кинокомиссии Москвы (ее основная задача — поддержка российских и международных кино- и телепроизводящих компаний, заинтересованных в съемках на территории Москвы, помощь в организационных и административных вопросах, консультации профессионалов киноиндустрии, пиар-поддержка готовых продуктов. — Прим. ТАСС). Это начало большого пути. Кстати, дизайн стенда ROSKINO в Гонконге также был посвящен Москве. Панорамные виды нашего города вместе с современным ки-артом (от англ. key art — творческая работа в формате постера или рекламной брошюры с определенной концепцией. — Прим. ТАСС) привлекли еще больше внимания к нашему стенду и, соответственно, к нашим фильмам. Кстати, несколько своих великолепных фотографий с видами Москвы из личного архива нам предоставил глава "Аэрофлота" Виталий Савельев — он недавно стал официальным представителем Nikon в России. Вот так мы работаем в синергии с нашими партнерами. — Насколько возросло в целом качество российского кино за последние несколько лет? — Конечно, качество улучшается, и это напрямую отражается на сборах российских фильмов в международном прокате: по сравнению с 2015 годом сумма сборов выросла на 100%. Тогда 20 российских фильмов собрали 17 млн долларов, а в 2016 году — 35 млн долларов. В начале текущего года исторический блокбастер "Викинг" стал первым российским фильмом, вошедшим в десятку лидеров мирового проката — за новогодние выходные картина заработала почти 7 млн долларов, опередив по кассовым сборам американскую драму "Призрачная красота" с Уиллом Смитом. Я считаю, российский фильм в топ-10 мирового проката — большой успех не только отдельно взятого проекта, но всей российской киноиндустрии. По итогам девяти кинорынков в 2016 году общая сумма продаж национальных фильмов на нашем стенде составила 19,6 млн долларов. Это говорит о том, что российские компании предлагают международным закупщикам высококачественный продукт, который будет пользоваться популярностью в зарубежном кинопрокате. Но есть одно но — это недостаточное количество качественных проектов: в основном сборы на международных рынках дают около десяти российских компаний: ЦПШ, "Арт Пикчерс", "Мирсанд", "Планета Информ", "Визарт", "Рикки", еще несколько менее крупных — и все. Нужны новые креативные студии и профессионалы. А также большая поддержка государства. — В чем, как вам кажется, сейчас главная проблема поддержки кино? — Надо сказать, что в 2016 году мы впервые получили поддержку Министерства культуры и теперь, продемонстрировав впечатляющие итоги на международном направлении при скромных финансовых вложениях, ведем с министром Владимиром Мединским переговоры об увеличении финансирования продвижения. Но это долгий и мучительный процесс. Международные рынки в последние годы стали играть большую роль для кассовых сборов всех стран, включая Соединенные Штаты. И Россия, увеличивая свое присутствие в мировом кинопрокате, имеет все шансы на успех. Для этого нужна существенная финансовая поддержка государства. Мы по примеру Франции, Китая, Германии и многих других стран должны не только охватывать рынки и фестивали, но и заниматься маркетингом каждого национального фильма в международном прокате. Теоретически сотрудники Минкультуры это понимают, но на деле лоббированием национальных интересов нашей кино- и телеиндустрии в мире мы занимаемся самостоятельно, без системной поддержки профильного министерства. Те 3 млн рублей на один рынок, которые нам выделяются, по большому счету, не покрывают даже аренду помещений. Но мы надеемся, что вместе с новыми кураторами культуры в администрации президента нам удастся сделать прорыв в отношении системы продвижения российского кино. Человеческий фактор очень важен. В конце концов, любые законы, льготы или ограничения придумывают люди. А люди, влюбленные в свое дело, творческие люди, создают среду, атмосферу, что, в свою очередь, формирует образ страны, ее ценностей, ее настоящего и будущего в глазах международной общественности. Пока что возможности мягкой силы, о которой часто вспоминает президент, в области культуры и кино используются очень ограниченно. Россия в мировом медиапространстве имеет все возможности быть представленной гораздо достойнее. Беседовал Александр Зюзин

Екатерина Мцитуридзе: российские фильмы вызывают интерес на азиатском рынке
© ТАСС