Войти в почту

В Москву привезли синефильский Грааль

Москву посетил легендарный артист Жан-Пьер Лео. 72-летний патриарх французского кинематографа, работавший с лучшими европейскими режиссерами, приехал на восьмидневную ретроспективу одного фильма ― Out 1 умершего год назад киноклассика Жака Риветта. Out 1 снимался в 1970 году без сценария, на полной импровизации. Риветт лишь в общих чертах обрисовал будущий сюжет ― две театральные труппы параллельно репетируют спектакли, пока городской бродяга Кален (в этой роли — Жан-Пьер Лео) мечется по Парижу в поисках таинственной организации «Общества Тринадцати». Несколько десятков артистов придумывали себе роли на ходу, а диалоги рождались прямо на съемочной площадке. ― Каждый актер фантазировал, кого собирается играть, ― рассказывал Жан-Пьер Лео. ― Я решил стать уличным попрошайкой, который притворяется глухонемым и выпрашивает у прохожих деньги. Эту часть мы обсуждали вместе с Риветтом, но вот что придумал я: мой герой будет играть на губной гармошке! И Риветт, тонкий ценитель музыки, не только принял эту идею, но и решил закончить фильм сценой моего соло. Это было невероятно приятно. В итоге было отснято больше десяти часов материала, и почти всё пошло в дело. Из разрозненных сцен Риветт смонтировал связную 13-часовую историю, спаянную общим замыслом и открытую для всевозможных интерпретаций. Эта версия получила впоследствии подзаголовок «Не прикасайся ко мне». Из-за внушительного хронометража фильм так и не дошел до проката, а для телевидения оказался слишком смел. После из того же материала Риветт сделал новый четырехчасовой монтаж (с подзаголовком «Призрак»), кардинально сменив ритм и даже сюжет. Однако и эта версия в силу различных причин не стала достоянием широкой общественности. Москвичи смогли увидеть обе версии Out 1. 13-часовая даже была показана дважды ― можно было выбрать, смотреть фильм шесть вечеров подряд либо залпом в два дня. Отдельно демонстрировалась кинотеатральная версия «Out 1: Призрак», а также свежий документальный фильм о съемках «Парижские тайны. Возвращение к Out 1», где собраны свидетельства почти всей съемочной группы и, главное, есть редкие архивные интервью самого Риветта. Но, что показательно, там нет прямой речи самого Лео. Как и его герой Кален, сознательно выбравший немоту, актер не комментировал фильм и в Москве, ограничившись мнением, что Out 1 ― «самый загадочный фильм Жака Риветта». На премьере артист рассказал, что с режиссером его связывали долгие личные отношения. В возрасте 14 лет сыграв главную роль в легендарном фильме Франсуа Трюффо «400 ударов», Лео попал в круг режиссеров новой волны, воспевшей искренность и естественность. ― Жак Риветт был тогда редактором журнала Les Cahiers du cinema, который создал интеллектуальную атмосферу этой волны, ― вспоминал Жан-Пьер Лео. ― Когда я был совсем молодой, сотрудники издания, многие из которых стали режиссерами, плотно занимались моим образованием, и я помню до сих пор, как Риветт взял меня с собой на один из первых, фактически закрытых концертов Пьера Булеза... Но не только приезд великого артиста делает это событие уникальным. Российская премьера Out 1 отчасти возвращает нам уже забытое в эпоху интернета ощущение уникальности кинопоказа. Этот фильм не зря называют синефильским Граалем ― о нем знал каждый, кто интересуется новой волной, но мало кому до сей поры его удалось увидеть. Ретроспектива под кураторством Бориса Нелепо в Электротеатре «Станиславский» состоялась под эгидой киноклуба СИНЕ ФАНТОМ при поддержке посольства Франции и Французского института в России.

В Москву привезли синефильский Грааль
© Известия