Войти в почту

Олег Сироткин: «Дети сегодня абсолютно потеряны»

В российский прокат выходит фильм режиссера Александра Карпиловского «Частное пионерское. Ура, каникулы!». Восходящая звезда российского кинематографа Семен Трескунов («Призрак», «Хороший мальчик») играет школьника-пионера, который оказывается в центре первого в своей жизни любовного треугольника. Корреспондент «Известий» встретился со сценаристом картины Олегом Сироткиным. — Отечественное детское кино — редкий гость в нашем прокате. И в основном снимают сказки. «Частное пионерское. Ура, каникулы!» отсылает к советскому прошлому: галстуки, пионерские лагеря… Насколько это интересно современным детям, которые и не в курсе, кто такие пионеры? — Это фильм не о пионерах, а о нашем детстве. Мы хотели рассказать пронзительную человеческую историю. Конечно, не реальный случай, но о реальных чувствах. Так сложился любовный треугольник: друг помогает другу восстановить отношения с девочкой, которая ему самому втайне нравится. — То есть фильм больше ориентирован на подростков? — По сути, это рассказ о том, как ребенок перестает быть ребенком, открывая для себя взрослые отношения между мальчиком и девочкой. Наши герои, которым тут 12–13 лет, начинают историю детьми, а заканчивают подростками. Мы полемизируем с советской песней «Третий должен уйти» из фильма «Путь к причалу». В ней есть такие строчки: «А если случится, что друг влюблен, / А я на его пути, / Уйду с дороги, таков закон: / Третий должен уйти». Так вот: есть аспекты жизни, где нельзя уходить с пути, если это касается чувств и любви. Это важнейший месседж фильма. — Совсем другой взгляд на дружбу получается… — Таков мир взрослых. Если пойти на поводу у возвышенных идей, отказавшись от любви, сделаешь несчастными всех троих. — Можно ли посредством киноязыка говорить с подростками на такую тонкую и сложную проблемную тему? — Необходимо. Почему подростки маниакально смотрят телепередачи такого рода, как «Дом-2» и прочие подобные реалити-шоу? Они мучительно пытаются оттуда почерпнуть, как выстраивать взаимоотношения. Им катастрофически не хватает этой информации. Проблема многих российских фильмов в том, что они говорят о вещах, которые все давно знают: красть нехорошо, обманывать плохо. Авторы не хотят делиться личным опытом, как иногда родители делятся с детьми. Почему-то все думают, что детское кино сводится к посланию «Ребята, давайте жить дружно». Но этого недостаточно. — И дети уходят в интернет. — Да, в этом смысле подростки сегодня абсолютно потеряны. В школе этому не учат, дома родители заняты своими проблемами — не оттого, что они плохие, просто очень загружены, а дети предоставлены сами себе. Неслучайно сейчас огромную популярность получили YouTube-аккаунты, где ровесники делятся своим опытом решения проблем. Эти видеоблогеры и есть настоящие властители умов. Но каким они личным опытом делятся, к чему призывают, чему учат? Вот это большой вопрос… — При этом кино для детей и юношества не очень востребовано у сценаристов, режиссеров и продюсеров. — Детское кино, адресованное только детям, не приносит дохода. Современный ребенок ходит в кино не один, как в советское время, а исключительно в сопровождении взрослых. Детское кино вытеснил так называемый семейный кинематограф. Семейное кино — фильм, работающий на нескольких уровнях сюжета. Один адресован детям, другой — взрослым. Родители принимают решение, на какой фильм идти. Если у них будет выбор между историей для детей и историей, рассчитанной на ребенка и на взрослого, родитель предпочтет второй вариант, чтобы самому не мучиться от скуки. Это не трагедия, просто нужно больше хороших семейных фильмов. — Но и семейных картин немного, даже западных, чаще всего показывают анимационные фильмы. — Потому что современные дети полностью воспитаны на анимационных образах, сгенерированных компьютером, и им тяжело понимать истории, рассказанные языком кинематографа. На Западе огромную нишу контента для детей заполняет телевидение — например, канал Disney и другие спутниковые каналы. Дети охотно смотрят передачи и телесериалы, адресованные сугубо им, но в формате телевидения. В кинотеатрах же победила анимация. — Это хорошо или плохо? — Ничего плохого здесь нет. Эти фильмы крайне профессионально сделаны, в них много серьезного индивидуального месседжа. «В поисках Дори», «Зверополис», посвященный теме сегрегации, и множество других картин имеют глубокий смысл. Видно, что детей пытаются погрузить в сложные жизненные проблемы, и делается это крайне деликатно. Например, анимационный фильм «Головоломка» — учебник психоанализа для детей, невероятной глубины и сложности проект, сделанный на языке, понятном аудитории 6+. — Сейчас фильм выходит в прокат, все надеются на сборы как показатель интереса зрителей. Но зрители не очень хотят смотреть отечественное кино. — Проблема российского кинематографа, в том числе адресованного детям, в том, что большой процент картин не оправдывает ожиданий зрителей. Иногда они сделаны непрофессионально, иногда — халтурно. Зритель «обжигается». Он не может ходить в кинозал как на работу. Перед ним ассортимент кинокартин, и он хочет получить гарантированный результат: насыщенное эмоциями блюдо. — Вы не только сценарист, но еще и педагог, работаете с начинающими авторами. Часто можно слышать от представителей киноиндустрии, что у нас мало хороших сценариев и это отражается на качестве кино в целом. Насколько справедливо это замечание? — Есть много хороших, здравых и интересных идей, которые сценаристы пытаются реализовать. Но действительно мало сценариев, сделанных профессионально «от и до». Этого продюсерам не хватает — по-настоящему мощного профессионализма в массовом потоке. Но говорить, что сценариев нет, несправедливо. Скорее нет сценариев, которые соответствуют ожиданиям продюсеров. Они просто боятся вкладывать деньги в новые, необычные, оригинальные идеи, не понимая, каким будет результат. А когда возникает аналог на Западе — покупают франшизу и снимают ремейк. А зритель что видит? Что всё скопировали, сделали жалкую кальку. И возмущается, почему свое нельзя придумать. — Действительно… — Во многом это связано с тем, что российская киноиндустрия 70 лет работала не со зрительским интересом, а с госзаказом. В Америке же и других странах главным ценителем был зритель, поэтому их фильмы ловчее и изворотливее удерживают внимание. — Что же делать в этой ситуации? — С российским кинематографом произойдет то же самое, что и с российской рок- и поп-музыкой, которые заняли свою нишу в музыкальной индустрии, имеют огромную армию поклонников. Всё равно люди любят свое, родное. Никто лучше россиян о нас не расскажет. В этом и проблема, что наше кино убегает от сложных тем, которые несли бы ответы зрителям — как жить. Когда российский кинематограф научится говорить на темы горячие, насущные, говорить тонко, аккуратно (речь не об остросоциальном кино, а о человеческих взаимоотношениях), эти картины будут востребованы и начнут собирать хорошие бокс-офисы.

Олег Сироткин: «Дети сегодня абсолютно потеряны»
© Известия