Деньги ни при чём: что мешает таджикскому кино получить свой "Оскар"
ДУШАНБЕ, 23 мар — Sputnik, Рубен Гарсия. Большинство таджикистанских фильмов не соответствует вкусам зрителей и не способствует развитию национальной культуры. Об этом заявил президент Таджикистана Эмомали Рахмон на недавней встрече с представителями интеллигенции. В мае 2015 года в РТ был создан Правительственный совет по развитию кинематографии. Однако, по словам Рахмона, за два года Совет не рассмотрел ни один стоящий киносценарий. Со стороны литераторов также не было выдвинуто ни одного произведения, достойного экранизации. Sputnik Таджикистан поговорил с таджикскими режиссёрами о том, какие ещё проблемы существуют у кинопроизводства в стране и сможет ли правительство помочь сделать кинематограф национальным культурным достоянием. "Это не только Таджикскому, это даже российскому кино не хватает. Вот какие сейчас проблемы есть у российского кино, такие же и у таджикского. В РФ сейчас тоже не слишком часто снимают хорошее фильмы для массового зрителя", — ответил Умедшо Мирзоширинов на вопрос издания о том, много ли в Таджикистане выдающихся кинематографистов и хватает ли им господдержки. Впрочем, самому Мирзоширинову, самостоятельно ищущему средства на производство фильмов, на востребованность и признание критиков жаловаться не приходится. Его работа "Мушкилкушо" (Преодоление) недавно завоевала швейцарский приз за лучший таджикский фильм на международном фестивале "Дидор". Что касается господдержки, то её бывает и в самом деле недостаточно. Так для съёмок фильма "Халола" легенды таджикского кино — Бахтиера Худойназарова, умершего в 2015 году, сценаристу и кинорежиссеру Искандару Усмонову потребовалось собрать хотя бы 35 тысяч долларов, которых, в республике найти не удалось. Но деньги, по общему мнению, не играют главной роли при воплощении в жизнь по-настоящему качественного проекта. "Финансы на самом деле имеют второстепенное значение. Нужно собирать хороших специалистов, увлечённую команду, и члены этой команды должны видеть одну цель. Когда есть хорошая идея, деньги на съёмки найти намного легче", — пояснил Усмонов Sputnik Таджикистан. По его словам, в республике есть молодые способные актёры и режиссёры, однако им зачастую не хватает опыта и возможности участвовать в проектах, где можно отработать свои профессиональные навыки. "Я сейчас общался с людьми, которые готовы дать деньги, чтобы пригласить международных продюсеров в качестве учителей, чтобы чуть-чуть этих ребят поднатаскать. Мы, как разрозненный оркестр, где каждый играет свои партии. И нужен человек, который этот оркестр соберёт вместе, настроит инструменты", — полагает режиссёр. В данной ситуации, руководство республики могло бы сильно помочь уже тем, что упростит взаимодействие работников кино с официальными структурами и предоставит им больше возможностей для самореализации. Дело в том, что формально весь кинематографический процесс так или иначе находился под патронажем Государственного комитета телевидения и радиовещания при президенте РТ. И такая зависимость от громоздкого бюрократического аппарата, где, по словам некоторых специалистов, сидели люди, не имеющие к кино никакого отношения, сильно осложняла работу режиссёров и продюсеров. На встрече с интеллигенцией, к большой радости работников кино, Эмомли Рахмон дал вполне определённое указание — в течение ближайших месяцев утвердить план по созданию новой структуры, которая объединит два главных кинематографических объединения страны — "Таджиккино" и "Таджикфильм" — в один творческий коллектив. "Мы очень долго ждали этого решения. Я лично на съезде кинематографистов в прошлом году сказал, что нам нужны реформы, нам нужны профессионалы, которые разбираются в этом. Президент прямо сказал, если будет некая достойная вещь, он лично будет финансировать проект", — говорит Усмонов. По его мнению, критика Рахмона нынешних руководителей таджикского кинематографа возникла неспроста. Были худсоветы, создавались профильные комиссии. Но когда речь заходила о том, как бы привлечь инвесторов, выяснялось, что многие люди, которые должны были этим заниматься, даже по-английски не могут ничего сказать. Не говоря уже о составлении бизнес-проектов, способных привлечь внимание из-за рубежа. Допустим, слияние "Таджиккино"и "Таджикфильма" принесёт какие-то плоды, и люди пойдут в кинотеатр не только ради просмотра голливудских картин, а для того, чтобы по достоинству оценить труд своих соотечественников-кинематографистов. А если брать совсем уж оптимистичный сценарий, то речь идёт не только о приумножении национальной культуры в виде кинолент, но и о достаточно прибыльном бизнесе. "Кинематограф советских времён приносил очень хорошие деньги и занимал третье место по рентабельности, первое — военная промышленность, металлургия и т.д. Он и сейчас может стать прибыльным вновь. Но для этого нужна гибкая законодательная база, отсутствие лицензирования, творческая конкуренция", — подчёркивает таджикский режиссёр. На сегодняшний день в Таджикистане (да в общем и в большинстве других стран СНГ) наибольшей поддержкой пользуются фильмы, посвящённые семейно-бытовым мелодрамам с предсказуемо счастливым финалом. Очень мало документального кино и фильмов, посвященных острым социальным проблемам. А как показывает опыт иранского кинематографа, в частности режиссёра Асгара Фархади, именно такие фильмы получают признание критиков, собирают призы на международных конкурсах, включая "Оскар" и Каннский фестиваль. И в итоге становится важнейшим достоянием национальной культуры.