В Консерватории откроется Международный фестиваль Мстислава Ростроповича
На фестиваль приглашен Национальный Вашингтонский оркестр, которым Ростропович руководил 17 лет. Они привезут Восьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Так совпало, что сам Ростропович дирижировал этой симфонией на 100-летие Шостаковича, и это было его последнее выступление в Большом зале консерватории. Ольга Ростропович: Да, и меня тронуло, что Вашингтонский оркестр решил исполнить именно эту симфонию в память папы. Конечно, то, как он дирижировал этой симфонией сам, передать невозможно: он был близок с Дмитрием Дмитриевичем и, конечно, в свое исполнение вкладывал историю их личных отношений. Когда он работал с Вашингтонским оркестром, то, как говорил, "насадил там очень много русской музыки". Шостакович вообще стал одним из самых исполняемых в Америке композиторов. И сам факт, что на посту руководителя Вашингтонского оркестра был русский музыкант, имел огромное значение. Когда после 17-ти лет руководства он давал с ними прощальный концерт, музыканты тайком сняли корабль и устроили ему там прием: вручали всю ночь подарки от каждой группы инструментов - от кларнетов, от флейт, от ударных, от скрипок, от виолончели. Это было очень трогательно. Конечно, мне хотелось привезти этот оркестр на юбилей Ростроповича. И когда два года назад спросила, смогут ли они приехать, у них не было ни секунды сомнений: да, обязательно приедем! Хотя отношения между Россией и Америкой уже тогда были сложные. Это еще раз подтверждает истину, в которую верил Ростропович: дружба и человеческие отношения - выше всего, что есть на этом свете. Вашингтонский оркестр был ведь единственным постоянным оркестром Ростроповича? Ольга Ростропович: Да, и он считал достижением, что у оркестра были регулярные гастроли по Америке и Европе. Он записал с ними "Бориса Годунова", Четвертую симфонию Шостаковича. Бывали, конечно, и сложные моменты. Известно, что в Америке очень сильные профсоюзы. И если по трудовому договору музыканту положена, скажем, двухчасовая репетиция, то никто не может заставить его задержаться у пульта ни на минуту. Даже если осталось доиграть два такта до конца музыкант встает и уходит. Для Ростроповича это была серьезная проблема. Но музыканты оркестра настолько его полюбили, что задерживались после репетиций без проблем. А это очень редкий случай для американских оркестров. С вашингтонцами Ростропович выступал на Красной площади, когда вернулся в Россию? Ольга Ростропович: Да, это был очень памятный концерт. И я для себя решила, что на фестивале к 90-летию Ростроповича повторю его тур с Вашингтонским оркестром в России. Они сыграли тогда два концерта в Москве и один в Питере. Мы делаем так же. Но в сам день рождения Ростроповича на открытии фестиваля будет играть Заслуженный коллектив с Юрием Темиркановым. Уже все заметили, что они приезжают в Москву только на фестиваль "Мстислава Ростроповича". Ольга Ростропович: Это для меня большое счастье и большая гордость. Я для себя решила сразу, что 27 марта, в день 90-летия Ростроповича никого другого приглашать не буду. Лучшего подарка для папы просто не может быть. Юрий Хатуевич исполнит Вторую симфонию Сибелиуса, одну из моих любимых. Как пройдет этот день 90-летия Ростроповича? Ольга Ростропович: Начнется он с панихиды в 11 утра в Храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке рядом с нашим домом и консерваторией. Это те места, где прошла большая часть жизни Ростроповича. В 12.30 состоится церемония открытия мемориальной доски Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу на доме в Газетном переулке, где мы жили. Доску сделал народный художник России скульптор Александр Рукавишников. После церемонии поедем на Новодевичье кладбище. Вечером уже состоится торжественное открытие фестиваля в Большом зале консерватории. Впервые на фестивале Ростроповича выступит японский оркестр. Что так тесно связывало Ростроповича с Японией? Ольга Ростропович: Он много выступал в Японии, работал там с оркестрами, близко дружил с Сейджи Озавой. Вспоминаю, как десять лет назад, когда папы не стало, Сейджи позвал меня в Токио. Он устроил в большом концертном зале, где папа когда-то выступал, день поминовения Ростроповича. Сейджи дирижировал оркестром, а на сцене установили черный подиум с одиноким стулом, который, казалось, ждет виолончелиста. Но стул так и остался пустым. Играла музыка, и каждый, кто приходил, клал цветы к его подножью. Приходили люди самых разных профессий и положения: был даже старик с рыбного рынка, куда папа часто ходил. К концу подиум просто утопал в цветах: среди них были белые лилии и папины любимые подсолнухи. В Японии его очень любили. Поэтому я пригласила впервые в Россию японский оркестр "Йокогама Симфониетта" с ее основателем и художественным руководителем Казуки Ямадой и Филармонический хор Токио. У меня была мысль привезти французский оркестр, но денег не хватило. Франция - еще одна страна, связанная с жизнью Ростроповича. Мы решили, что на закрытии у нас будет звучать французская музыка: "Реквием" Габриэля Форе в исполнении Токийского хора и "Йокогама Симфониетты". Во 2 отделении для исполнения двух сюит Равеля из балета "Дафнис и Хлоя" объединятся Госоркестр им. Е.Ф. Светланова, "Йокогама Симфониетта", Хоровая капелла имени А.А. Юрлова и Токийский хор. Это будет своего рода музыкальный символ единения трех стран, которые были так дороги папе. В прошлом году, отмечая 90-летие Галины Вишневской, вы создали целый цикл событий, открыли новый фестиваль. Какие проекты посвятите 90-летию Ростроповича? Ольга Ростропович: В фойе Большого зала консерватории с 27 марта до 5 мая будет развернута фотовыставка, посвященная Мстиславу Ростроповичу. Материалы этой выставки подготовлены Фондом Ростроповича и они абсолютно уникальны: на фото запечатлены встречи Ростроповича с композиторами, с музыкантами. В конце апреля состоится Фестиваль Ростроповича в Баку - это город, где папа родился. Мы решили также возродить традицию Волжского турне. Первый такой тур Ростропович и Вишневская провели в 2004 году. Хотя сама идея родилась у них еще в советские времена, в 1973 году, когда они дали вместе больше 20 концертов в волжских городах с Ульяновским симфоническим оркестром. В начале мая Центр оперного пения и стипендиаты Фонда Ростроповича выступят в четырех старинных городах - Ярославле, Плесе, Костроме и Угличе. А плыть мы будем на корабле, который носит имя "Мстислав Ростропович". Только что к юбилею Ростроповича Warner Brothers выпустили 43 диска с записями Ростроповича. Планируется ли их продажа в России? Ольга Ростропович: Я только что вернулась из Парижа, где была презентация этих дисков. В конце этой недели они поступят в продажу в Европе, должны появиться и в Москве. Одним из обаятельных качеств Ростроповича был его талант общения с людьми, способность создавать вокруг себя легкую дружелюбную атмосферу. Как он находил время для такой общительности? Ольга Ростропович: Во-первых, он был гениально одарен и действительно умел дружить: причем, не так, что я дружу, но все будет потом, а сейчас времени нет. Он включался, помогал, как только это требовалось. Даже спустя десять лет после его ухода люди вспоминают истории, связанные с ним: смешные, трогательные, потрясающие. Многие считают, что встреча с ним изменила их жизнь, помогла со здоровьем, с деньгами. В этом смысле папа был удивительным: он любил людей. Мы обычно относимся к себе с большим трепетом, чем к тем, кто нас окружает. У Ростроповича все было наоборот. Что касается времени, главное ведь - это желание, а желание идет от человека. Если ты любишь, то можешь сделать абсолютно все, ты становишься просто сверхчеловеком. Если нужно - ты будешь летать, если нужно - будешь ходить, если нужно - превратишься в сверхъестественное. Любовь правит всем. Я с возрастом все сильнее верю в это. Кстати Фестиваль Мстислава Ростроповича продлится до 4 апреля 27 марта - Большой зал консерватории. Торжественное открытие. Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив России Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. 29-30 марта - Большой зал консерватории. 31 марта - Большой зал Петербургской филармонии. Вашингтонский Национальный симфонический оркестр (США) под руководством Кристофа Эшенбаха. Солистка Алиса Вайлерштайн (виолончель). 2 апреля - Большой зал консерватории. Максим Венгеров (скрипка) и Полина Осетинская (фортепиано). 4 апреля - Большой зал консерватории. Объединенный хор и оркестр Россия-Япония. Оркестр "Йокогама Симфониетта”, Филармонический хор Токио, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова и Хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"