«Босс-молокосос», «Русские евреи», «Живое» и ещё десять новинок недели

Главные премьеры этих выходных: космический ужастик «Живое», честно заработавшая два «Оскара» драма «Манчестер у моря» и документальное исследование Леонида Парфёнова «Русские евреи. Фильм второй. 1918 — 1948». С учётом начала школьных каникул особое внимание на этой неделе уделено детскому репертуару: в прокат выходят американские мультфильмы «Босс-молокосос» и «Рыбки», приключенческий экшен «Могучие рейнджеры» и российское юношеское ретро «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!». Оскаровская тема напрямую откликается и в альманахе игровых короткометражек «The Oscar Shorts», состоящем в этот раз исключительно из европейских работ. В полном метре Европа представлена нынче ирландской драмой Джима Шеридана «Скрижали судьбы» (оператор — наш Михаил Кричман), британским мистическим хоррором «Демон внутри» и франко-бельгийской комедией «Король бельгийцев». Завершим мы наш обзор документальным российско-британским фильмом «Рождённые свободными» и «эротической мелодрамой» Владимира Бортко «О любви». «Живое» На Международной космической станции сейчас работает шесть человек: британский чернокожий инвалид, американский шутник-красавчик, японец, русская… Получив образцы марсианского грунта, все они несказанно обрадованы первому неопровержимому доказательству внеземной жизни: спящей одноклеточной личинке, которую можно попробовать разбудить… Потом-то, конечно, начнётся всё это: «Ничто не должно спуститься на Землю — мы в ответе за неё!», «На Земле он не должен оказаться. Мы не пустим его туда!», «Он уже доказал, что способен выживать лучше любого организма!» — но будет уже поздно. Если коротко, то «Живое» Даниэля Эспиносы — новая классика. Тот безукоризненный ужастик, что воскрешает в памяти образы из «Чужого» и «Нечто», а по техническому совершенству максимально близко приближается к «Гравитации». {…} Это фильм, который будет казаться вам «знакомым» и «понятным», но при этом напугает вас до дрожи — наверняка, обязательно, всенепременно. Очень здорово. Очень круто. С рядом воистину великих решений. Браво. Трейлер фильма «Живое» Режиссёр Даниэль Эспиноса («Шальные деньги», «Код доступа «Кейптаун», «Номер 44») рассказывает: Мне кажется, что многие режиссёры целенаправленно выбирали фантастический жанр, чтобы поработать над чем-то неизведанным, завораживающим и пугающим одновременно. Мы живём в довольно скучном, исследованном вдоль и поперёк мире. Космос же всегда ассоциировался с приключением — с новыми образами, новыми ощущениями, новыми ожиданиями. Космос повсюду. Он молчалив и загадочен. И он страшен. МКС стала одним из фундаментальных шагов, которые человечество сделало в будущее за последние пятьдесят лет. В Станции заложен ключевой принцип развития нашего общества: познание и изучение, открытие неизведанного. Фильм отдаёт дань уважения и благодарности тем, чье мужество помогало человечеству побороть страх перед неизвестностью. С другой стороны, картина является своеобразным предупреждением о том, что мы лишь в редких случаях знали, как справляться с неизвестными напастями. Так что, возможно, вопрос не в том, как неизвестное может навредить нам, а в том, как мы можем потревожить неизвестное. Быть может, если мы будем относиться к чему-то неизученному с осторожностью, это что-то будет проявлять осторожность в ответ? И если мы будем бояться неизвестного, воспользуется ли неизвестное этим или будет бояться так же? Вместе с Джейком Джилленхолом, Райаном Рейнольдсом и Ребеккой Фергюсон в картине сыграла и наша Ольга Дыховичная («Портрет в сумерках», «Велкам хом») — причём не абы кого, а командира экипажа. Вот что актриса говорит о работе над новой ролью: Моей героине страх перед неизвестностью не чужд, как и любому другому человеку. С одной стороны, она — командир экспедиции и должна сохранять здравый рассудок в любой ситуации. Однако страх в её сердце нередко заставляет её занимать оборонительную позицию. Когда речь идёт о невесомости, естественный инстинкт подсказывает актёру, что движения должны быть неторопливыми, как в замедленной съёмке. Я посмотрела множество видеоматериалов НАСА и поняла, что движения должны быть естественными, не переходя на этот странный балет, когда становишься похож на привидение. Все действия надо выполнять с обычной скоростью, но делать это по возможности плавно. {…} Я оттачивала пластику движений постоянно, ежеминутно — когда сидела в кресле, болтала с подругами, ела и так далее. Впоследствии мне это очень помогло на площадке. Во время съёмок я могла сконцентрироваться на своей роли, практически не задумываясь о том, чтобы поддерживать тело «в невесомости». «Манчестер у моря» Ли работает в Бостоне кем-то вроде «мужа на час» — он и сантехник, он и дворник, он и мастер на все руки. Некоторые клиентки от него в восторге, другие — жалуются: мол, грубый и недружелюбный. Он и правда не самый приятный в общении человек, из числа тех, что легко готовы затеять в баре пустую драку — а ведь когда-то в его жизни всё было совсем иначе… Смерть брата заставляет Ли вернуться в родные края — но не в тот знаменитый британский Манчестер (о котором можно поначалу подумать), а в небольшой американский городок на северном побережье Массачусетса… Трейлер фильма «Манчестер у моря» Обладатель шести номинаций на премию «Оскар» (в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру) и двух заслуженных золотых статуэток: Кеннету Лонергану — за лучший оригинальный сценарий и Кейси Аффлеку — за лучшее исполнение мужской роли (ранее младший Аффлек был известен в первую очередь благодаря таким фильмам как «Прощай, детка, прощай», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», «Интерстеллар»). Лонерган — не только автор, но и постановщик фильма («Можешь рассчитывать на меня», «Маргарет») — рассуждает об особенностях своей профессии: Никогда не знаешь наперёд, чем закончится сценарий, когда садишься за работу. Наверное, многое зависит от жизненного опыта писателя, его эмоциональных переживаний, психологического состояния. Любой из нас стремится создать нечто, что заинтересует читателей и зрителей. В работе над каждым фильмом я больше всего люблю наблюдать за тем, как рукописное произведение превращается в гармоничный визуально-звуковой ряд, который зрители забирают домой в форме эмоций и воспоминаний. Любой фильм похож на живое растение. О нём необходимо заботиться и ухаживать, чтобы он расцвёл. В качестве питательной среды выступают эмоции и идеи актеров и закадровой команды. Наши фильмы — эссенция наших фантазий и переживаний, которая, мы надеемся, станет частью внутреннего мира каждого зрителя, как стала неотъемлемой частью каждого из нас. Вместе с Кейси Аффлеком в этой надрывной психологической драме также сыграли Лукас Хеджес и Мишель Уильямс (они тоже были отмечены номинациями за роли второго плана), а кроме того Кайл Чандлер, Анна Барышникова, Гретхен Мол, С. Дж. Уилсон. В крохотных ролях здесь также появляются давно пропавший с радаров Мэттью Бродерик и подросшая Кара Хэйуорд из «Королевства Полной Луны». «Русские евреи. Фильм второй. 1918 — 1948» В первой серии намеченной трилогии Леонид Парфёнов при помощи режиссёра Сергея Нурмамеда рассказывал о еврейских судьбах «До революции», сейчас же обращается к тем десятилетиям советской эпохи, когда русские евреи и управляют страной, и создают новое искусство. Лев Троцкий, Яков Свердлов, Генрих Ягода, Нафталий Френкель — с одной стороны, Марк Шагал, Леонид Утёсов, Исаак Бабель, Сергей Эйзенштейн, Исаак Дунаевский, Лиля Брик, Соломон Михоэлс — с другой. Но всех имён не перечесть: два часа этого фильма (спасибо, кстати, Центру документального кино, занимающемуся его прокатом) настолько насыщены информацией, что посмотревшему будет казаться, что уж теперь-то он точно знает решительно всё по поставленному вопросу. Трейлер документального фильма «Русские евреи. Фильм второй. 1918 — 1948» Слово Леониду Парфёнову: Вековые притеснения и накопившаяся в черте оседлости энергия еврейской молодежи — о чём шла речь в первом фильме «Русские евреи» — выплеснулись после революции в беспримерно успешные карьеры. Конечно, во втором фильме тоже речь идёт прежде всего о звёздах в самых разных сферах. Но даже важнее их яркости — массовость еврейского участия в советском проекте. Партийцы и чекисты, хозяйственники, инженеры, врачи, педагоги, работники культуры — это тысячи и тысячи лояльнейших строю «строителей новой жизни». Из центра «на места» кого прежде всего могли прислать в качестве эмиссара? Или русского, или еврея. В крупных городах Союза до войны евреи — вторая титульная нация, почти неотличимая от первой. Новые поколения двух народов чувствуют себя соавторами победы социализма, и тогда им кажется, что эта гармония навсегда. Наша рецензия: …Но евреи — не только «особо чуткая аудитория нового искусства» (Есенин признавался: «В России кроме еврейских девушек никто нас не читал»), но и «очевидный кадровый ресурс большевиков», выметших в революцию весь предыдущий государственный аппарат. «Они особенно быстро становятся советскими людьми» и «знают, как надо», они — основатели и первые вожди комсомола, на Лубянке они доминируют во внешней разведке. Останавливаясь на фигуре знаменитой Любки Фейгельман, Парфёнов отмечает, что своя «еврейская пленительница русского большевистского сердца» была почти у каждого из вождей, кроме Сталина и Калинина… «Босс-молокосос» Известно, что дети порой весьма болезненно воспринимают появление нового члена семьи — слюнявого младенца, по непонятным причинам захватывающего всё внимание родителей. Новый мультфильм студии «DreamWorks Animation» представляет неожиданную версию семилетнего Тима, якобы узнавшего, что его новорожденный брат — на самом деле работающий под прикрытием шпион, собирающийся выполнить сверхсекретную миссию… Трейлер анимационного фильма «Босс-молокосос» Режиссёр Том МакГрат — один из создателей «Мадагаскара», также поставивший «Мегамозг». В русской версии Босс-молокосос говорит голосом Фёдора Бондарчука. «Рыбки» Ещё один американский мультфильм (реж. Эван Трэмел) поведает нам историю Скатика, Фонаря и Иглобрюшки — на дне моря-океана их ждут и приключения, и испытания, и загадки. Трейлер анимационного фильма «Рыбки» «Могучие рейнджеры» Так уж вышло, что Джейсон (Дакре Монтгомери) превращается в Красного Рейнджера, Кимберли (Наоми Скотт) — в Розового, Билли (АрДжей Сайлер) — в Синего, Трини (Бекки Джи) — в Жёлтого, а Зак (Луди Лин) — в Чёрного Рейнджера. При помощи своих новых высокотехнологичных костюмов и суперспособностей эти обычные школьники защитят человечество от инопланетного вторжения… Трейлер фильма «Могучие рейнджеры» Американо-канадская киноверсия японского телесериала «Супер Сентай», ставшего заметным культурным феноменом не только в Азии, но также в США и вообще по всему миру. Поставивший картину режиссёр Дин Израэлайт («Континуум»), например, смотрел его в своё время в родном Йоханнесбурге: Я помню, как меня воодушевлял этот сериал. Когда я узнал, что собираются снимать фильм по сюжету «Могучих Рейнджеров», моей радости не было предела. Я понимал, что если мы сможем добиться того же эффекта, который вызывал сериал, то это будет невероятно захватывающее приключение. {…} Мы все собрались на съёмочной площадке только благодаря тому, что фанаты поддерживали франшизу своей любовью более двадцати лет. Поэтому для нас было очень важно, чтобы они вышли из кинотеатров с чётким ощущением — мы взяли всё, что они (да и мы сами) любим в этом сериале и воплотили на большом экране, сделали современную версию истории, не затронув мифологию. Взрослые роли в фильме исполнили Брайан Крэнстон, Элизабет Бэнкс и Билл Хейдер. «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!» Продолжение отлично принимаемого старшим ностальгирующим поколением фильма Александра Карпиловского о пионерском лагере образца 1979-го года, куда отправляется на лето троица лучших друзей — Димка, Мишка да Ленка. Трейлер фильма «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!» В ролях — бесспорная юная звезда Семён Трескунов («Призрак», «Хороший мальчик»), а также Егор Клинаев, Анфиса Вистингаузен, Екатерина Кузнецова, Марианна Шульц, Сергей Баталов, Василий Мищенко, Тимофей Трибунцев. «The Oscar Shorts» Традиционная уже подборка игровых короткометражек, составивших в этом году соответствующую «оскаровскую пятёрку»: франко-швейцарская сентиментальная фантазия с Джейн Биркин «Женщина и поезд» (реж. Тимо фон Гунтен), французский психологический триллер о повседневном расизме «Внутренние враги» (реж. Селим Аззиза), датская любовная мелодрама про африканских мигрантов «Тихие ночи» (реж. Аске Банг), испанская романтическая комедия «Таймкод» (реж. Хуанхо Хименес), упустившая приз Американской киноакадемии, но ранее получившая не менее престижную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля… Трейлер альманаха «The Oscar Shorts» Победителем же, как известно, стала венгерская драма «Хор» Криштофа Деака — история прославленного школьного коллектива, привычно побеждающего на разнообразных конкурсах благодаря одной хитрой уловке… «Скрижали судьбы» Роуз Клиар слишком красива и независима для провинциального северного городка, где царят строгие консервативные нравы. От неё без ума все мужчины, но она влюбляется лишь в одного из них. Однако отвергнутая страсть порой бывает страшна — и вот уже девушку ложно обвиняют в распутстве и нимфомании… Трейлер фильма «Скрижали судьбы» Ирландская драма выдающегося режиссёра Джима Шеридана («Моя левая нога», «Во имя отца», «В Америке», «Дом грёз») с примечательным актёрским составом: Тео Джеймс, Эрик Бана, Джек Рейнор, Ванесса Редгрейв. Исполнившая главную роль Руни Мара рассказывает о своей героине: Роуз — жертва, скорее, того времени в целом, чем только религиозных предрассудков. Думаю, похожие вещи случались со многими женщинами в абсолютно других ситуациях. Конечно, то, что она протестантка, — в городке, где «правит» католическая церковь, — повлияло на её драму. Но, уверена, если бы она была католичкой, с ней всё равно произошло бы то же самое. Потому что главная причина её бед в том, что Роуз — красивая и независимая девушка, которая, не желая того, сводит с ума всех мужчин. Думаю, чувства большинства из них искренние, она не похожа на местных девушек — этим и привлекательна. И здесь, я думаю, причина не только в её сексуальности, но и в её смелости, уме, характере и, прежде всего, в духе свободы. Особо следует выделить тот факт, что происходящее на экране мы увидим глазами российского оператора Михаила Кричмана, неизменного соратника Андрея Звягинцева («Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан»), работавшего также на таких картинах как «Небо. Самолет. Девушка», «Овсянки», «Зимний путь», а также вместе с великой Лив Ульман над «Фрёкен Юлией». Вот как Джим Шеридан отзывается о нашем прославленном соотечественнике: Михаил просто удивительный. Он настоящий художник, обладающий фантастическим визуальным чувством и чувством величественности. Я думал, что для зрителей будут тяжелы сцены в психиатрической клинике, и мне нужен был оператор с очень сильной визуальной точностью, кто мог бы выразить глубину истории. Когда вы работаете с русским оператором, вы должны быть готовы к тому, что у него совершенно другое ощущение времени, чем у ирландца: мы мыслим десятилетиями, они — веками. У них есть исключительные художественные традиции с точки зрения живописи и кино. Михаил выстроил такой визуальный мир фильма, который выходит за пределы конкретной исторической точки. «Демон внутри» Два патологоанатома приступают к вскрытию поступившего в морг трупа неизвестной молодой женщины — и приходят к весьма неожиданным выводам… Трейлер фильма «Демон внутри» Британский мистический хоррор Андре Овредала («Охотник на троллей»), получивший «рекламную» оценку от самого Стивена Кинга: «Пробирающий до нутра», — обронил великий мастер об этой картине. Главные роли в фильме исполняют Эмиль Хирш, Офелия Ловибонд и не столь давно побывавший в Москве Брайан Кокс («Охотник на людей», «Храброе сердце», «Троя», «Превосходство Борна», Кутузов в «Войне и мире»), который рассказывает: Сценарий фильма просто фантастический. Я подумал, что ребята, которые его написали, поработали на пять с плюсом. Их видение, их смелость — всё это меня очень и очень впечатлило. А что касается Андре — он потрясающий режиссёр, конечно, прямо современный Хичкок — всё держит в голове. Сторибордов он не делает, но знает досконально, как должен выглядеть каждый кадр. А если не выходит как надо, тогда он анализирует, что пошло не так, пока не добьётся желаемого. Андре отлично передал ужас и мрачность происходящего именно на психологическом уровне, как и описано в сценарии. Здесь нет никаких выпрыгивающих из-за угла чудовищ, ничего такого. Всё исключительно логично и пугает до невозможности. {…} Сильно подозреваю, что народ будет довольно-таки напуган. Лично мне было дьявольски страшно! «Король бельгийцев» Документальный фильм «Наш король», затеянный бельгийской королевой, «должен восславить преданность делу и компетентность» Николаса III, «запечатлеть его живость и непринуждённость»; главное — ни в коем разе не отходить от сценария и «побольше улыбок». Но вот ведь досада: во время королевского визита в Турцию в самой Бельгии случается государственный кризис, в результате которого страна («геополитический компромисс» по мнению одних, «душа Евросоюза», как считают другие), по сути, разваливается. Словно нарочно, из-за сильной солнечной бури отменены все авиарейсы — и королю вместе с начальником службы протокола, пресс-атташе и камердинером приходится идти на самые разнообразные ухищрения, лишь бы в этот трудный час как можно быстрее попасть на родину. Приглашённый для создания официозного фильма режиссёр-британец со своей компактной камерой получает таким образом возможность снять не шаблонную документалку, а незабываемую версию «Одиссеи» — с участием болгарского женского хора, йогуртного жюри и сербского снайпера. Трейлер фильма «Король бельгийцев» Франко-бельгийская комедия из «Горизонтов» Венецианского кинофестиваля с участием Питера Ван ден Бегина, Титуса де Вогдта, Брюно Жори, Валентина Ганева, Натали Ларош. Режиссёры Петер Бросенс и Джессика Хоуп Вудворт («Хадак», «Альтиплано», «Пятый сезон») излагают своё видение этого любопытного проекта, в котором презабавно смешались отголоски как «Бората», так и «В лучах солнца»: Случилось извержение Исландского вулкана, и зародилась идея: отправим Бельгийского Короля в Стамбул, обрушим на него стихийное бедствие, спровоцируем политический кризис, а затем отправим ещё и в сухопутное путешествие обратно домой, инкогнито. Характерный запутывающий маневр, чтобы продемонстрировать обе стороны медали такой затеи — и кризисы, и моменты благодати. Эта неожиданная одиссея через Балканы заставляет его пересмотреть своё мировоззрение и неуклюжее место во вселенной. Он просто человек, но в то же время он и Король. Что это может означать в такие преходящие времена? {…} И что насчёт Бельгии, замысловатой маленькой страны, специализирующейся на сюрреализме и компромиссах? Политическая нестабильность в нашем грошовом королевстве и затяжной кризис идентичности в Европе стали основным источником вдохновения. {…} В итоге «Король бельгийцев» — фильм-путешествие о своенравном монархе, глубоко затерявшемся на Балканах. «Рождённые свободными» Документальный фильм совместного производства России и Великобритании рассказывает о международной торговле морскими млекопитающими для индустрии развлечений (куда входят, например, океанариумы да дельфинарии). Это первое расследование такого рода об одной из самых закрытых и коррумпированных сфер бизнеса, сравнимое по накалу с нашумевшей «Бухтой», премированной несколько лет назад «Оскаром». Трейлер документального фильма «Рождённые свободными» Режиссёр — Гаянэ Петросян, соавторы-фридайверы — Татьяна Белей и Юлия Петрик. Разоблачительные интервью, подводные съёмки, уникальные кадры. В числе участников картины — учёные мирового уровня и общественные деятели Мария Воронцова, Наоми Роуз, Самуэль Ханг, Алексей Яблоков. «О любви» Нина (Аня Чиповская) любит профессора-интеллигента Сашу (Алексей Чадов), но вынуждена лечь в постель с банкиром (Дмитрий Певцов), пресытившимся своей супругой (Мария Миронова) под пагубным влиянием коллеги (Александр Лыков); Саша между тем находит утешение в объятиях Лары (Ольга Павлюкова)… Трейлер фильма «О любви» Новый фильм режиссёра Владимира Бортко, репутацию которому некогда составили такие разнокалиберные хиты как «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Афганский излом», а также нашумевшие сериалы «Бандитский Петербург», «Идиот» и «Мастер и Маргарита». Как гласит эпиграф у Льва Николаевича, «Мне отмщение и аз воздам». В «Анне Карениной» Бог воздал, бросив Анну на рельсы за нарушение брачного союза. Разрешение конфликта в моей истории принципиально другое, современное. Социальный контекст диктует разные условия. Моя новая картина не совсем мелодрама, в привычном понимании этого слова. Я думаю, что финал отличен от большинства фильмов о любви, которые оставляют у зрителей чувства радости или светлой печали. Здесь всё сложнее. Своё нелестное мнение об этой ленте мы уже высказали: Будь это просто рядовая мелодрама — ещё куда ни шло, покрутили бы в кино ради проформы — и дальше на телеэкраны (а ещё лучше — сразу прямиком туда). Но тут — нет, тут как бы замах, что ли, на наш «Основной инстинкт», на наши «50 оттенков серого»!.. Не только с навязчивой тенью Анны Карениной в сюжете, но и с обнажёнными роденовскими силуэтами на вступительных титрах и с донельзя раскрытой темой всех прелестей актрисы Ани Чиповской!.. {…} «О любви» настолько беззащитно перед критикой, что невольно перед такой беззащитностью отступаешь. Ругать этот фильм — что глумиться над падшими, издеваться над сирыми и убогими. Слишком очевидная мишень, не попасть в яблочко тут попросту невозможно.

«Босс-молокосос», «Русские евреи», «Живое» и ещё десять новинок недели
© Ридус