Войти в почту

Кого из номинантов "Оскара-2017" действительно стоит посмотреть

Мы уже достаточно подробно останавливались на каждом из номинантов в обзорах, предварявших оскаровскую ночь, а некоторым из них посвятили отдельные материалы. Не видим смысла сейчас снова говорить о пестрых фантастических блокбастерах вроде "Звездных войн", "Фантастических тварей" и прочих "Зверополисов", и так получивших положенное внимание. Перечисленные ниже картины отличаются друг от друга и по размаху, и жанрово, и количеством недостатков. Всех их объединяет лишь то, что все они так или иначе окупят потраченное на них время. "По соображениям совести" (Hacksaw Ridge) Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучшая мужская роль", "Лучший звук", "Лучший монтаж", "Лучший звуковой монтаж". Победы: "Лучший монтаж", "Лучший звук". Основных премий новый фильм Мела Гибсона ожидаемо не получил, но кого это волнует. Среди всех претендентов на главные призы гуманистическая драма с Эндрю Гарфилдом в главной роли смотрелась наиболее убедительно, и никакая Американская киноакадемия в этом не переубедит. Визуально безупречная и при этом очень глубокая работа свидетельствует: так мощно, как Гибсон, снимать умеет только Гибсон. Кто бы там что ни говорил. "Любой ценой" (Hell or High Water) Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший монтаж". Победы: нет. Крутой экзистенциальный нео-вестерн режиссера Дэвида Маккензи - один из лучших фильмов минувшего года. При этом его формат и содержание, казалось бы, настолько далек от предпочтений голливудской элиты, что получение им целых четырех номинаций, включая главную, - факт удивительный. Но насколько странной представлялась широкая представленность фильма "Любой ценой" в числе претендентов, настолько же предсказуемым было то, что в итоге он ничего не получил. Ну и что? Перед нами все еще одна из кинематографических жемчужин 2016-го. "Манчестер у моря" (Manchester by the Sea) Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучшая мужская роль", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучший оригинальный сценарий". Победы: "Лучший актер", "Лучший оригинальный сценарий". Только что добравшаяся до российского проката тягучая драма режиссера и сценариста Кеннета Лонергана - один из немногих на прошедшей церемонии случаев, когда торжествовала справедливость. Торжествовала неожиданно, что делало победу Кейси Аффлека и сценария "Манчестера у моря" особенно приятной. Не всем медленная манера повествования вкупе с нехитрой фабулой, основанной на обыденных бытовых трагедиях, придется по вкусу, но увязнуть в этом обманчиво тихом провинциальном болоте, населенным зловредными пиявками, оказалось на удивление просто. И по-своему приятно. "Молчание" (Silence) Номинация: "Лучшая операторская работа". Победы: нет. Мы все, конечно, понимаем, но одна номинация для такого сильного фильма, как "Молчание" - это несерьезно даже для оскаровского жюри, становящегося все более одиозным. Завораживающая историческая (условно) драма все с тем же Эндрю Гарфилдом, а также Адамом Драйвером и Лиамом Нисоном в ролях - самое убедительное религиозное высказывание Мартина Скорсезе за всю его невероятную карьеру. "Под покровом ночи" (Nocturnal Animals) Номинация: "Лучшая мужская роль второго плана". Победы: нет. Еще одна помесь темной лошадки с белой вороной. И тоже - с мрачным техасским колоритом. Только, в отличие от "Любой ценой", изящная интертекстовая игра утонченного эстета Тома Форда получила не четыре, а всего одну номинацию. К тому же совершенно бесперспективную - там "Лунный свет" застолбил статуэтку за собой еще, похоже, на стадии написания сценария. А ведь Майкл Шеннон, способный не только в Элвиса перевоплотиться, но и заметно облагородить даже такую пустопорожнюю дребедень, как "Лавинг", смотрелся бы с ней куда органичнее. Не говоря уж о Джейке Джилленхоле. "Да здравствует Цезарь!" (Hail, Caesar!) Номинация: "Лучшая работа художника-постановщика". Победы: нет. Фарсовая комедия выдающегося братского дуэта братьев Коэн о закулисье Голливуда получила - смешно сказать - одну номинацию. Причем - техническую. Да, "Цезарь" - не лучшая работа великих насмешников, но этого и не потребовалось для того, чтобы заставить звездную кинотусовку краснеть и смущенно оправдываться. Наверное, смехотворно малая степень представленности фильма на 89-м "Оскаре" во многом и объясняется тем, что такой бесцеремонности Коэнам не простили. "Флоренс Фостер Дженкинс" (Florence Foster Jenkins) Номинации: "Лучшая женская роль", "Лучший дизайн костюмов". Победы: нет. Байопик о нелегкой судьбе экстравагантной певички без слуха и голоса не может похвастаться ни убедительной драматургией, ни хорошим сценарием. И вообще во всем уступает европейскому конкуренту под названием "Маргарита", вышедшему два года назад. Но есть один нюанс. И имя этому нюансу - Мерил Стрип. Заслуженная актриса продемонстрировала: она не только с президентом собачиться умеет да пафосными речами пиариться, но и большой актрисой остается, как-никак. Премию все равно Эмма Стоун себе загребла, но пусть это не помешает вам полюбоваться уморительной игрой этой пожилой дамы - сверх меры экзальтированной как в жизни, так и в кино. "Женщины XX века" (20th Century Women) Номинация: "Лучший оригинальный сценарий" Победы: нет. Еще одна лента, которая ничего не получила (да и не могла получить, прямо скажем) - линклейтероподобные "Женщины XX века". В фильме Майка Миллса почти ничего не происходит. Вместо этого он обволакивает вас атмосферой конца семидесятых с легким (совсем легким, и потому - не слишком раздражающим) налетом феминизма и сумбурной ностальгии. Эта картина снята для специфической аудитории - любителей американского независимого кино. Последние зато должны быть в полнейшем восторге. Остальные, впрочем, тоже могут досмотреть не без удовольствия. Если попадут в настроение. И - музыка, конечно, музыка. "Капитан Фантастик" (Captain Fantastic) Номинация: "Лучшая мужская роль". Победы: нет. Другого представителя американского "инди" - "Капитан Фантастик" - к недооцененным произведениям никак не отнесешь. Профильная пресса захвалила его вдоль и поперек. Надо признать: достоинств у "Капитана" действительно предостаточно, и главное из них - Вигго Мортенсен, единственную номинацию картине, собственно, и принесший. Крупных размеров свинью нон-конформистскому роуд-муви подкладывает его вопиющий конформизм и пресная концовка. Они лишают фильм права называться отличным, но несомненное его обаяние от этого никуда не испаряется. "Лобстер" (The Lobster) Номинация: "Лучший оригинальный сценарий". Победы: нет. Фильм с бровастым Колином Фарреллом в главной роли, который многие уже давным-давно, скорее всего, видели, в американском прокате оказался достаточно поздно. В результате - номинация "Оскара". "Лобстер" как нельзя лучше подтверждает тезис о том, что если вы знакомы с одной антиутопией, то вы знакомы с ними со всеми. Из этого "правила" есть немалое количество исключений, но картина Йоргоса Лантимоса и близко к ним не подбирается. Однако на безрыбье, наблюдаемом в сфере осмысленного остросоциального кино, и "Лобстер" - рыба, даже несмотря на многочисленные сценарные несуразности. "Вторая жизнь Уве" (En Man Som Heter Ove) Номинации: "Лучший фильм на иностранном языке" Победы: нет. Нельзя обойти вниманием и категорию "Лучший фильм на иностранном языке". Пока наверху бодались распиаренный трамповым миграционным указом унылый иранский "Коммивояжер" и облизанный критиками всего мира ехидный "Тони Эрдманн", презревшие любые сомнения в том, что победа достанется кому-то из них, скромная экранизация скандинавского бестселлера тихой сапой завоевывала симпатии зрителей, находящихся в стороне от западного политического мейнстрима. Нет, конечно, и здесь не обходится от назойливой диверсификационной конъюнктуры - но это все настолько второстепенно и условно, что никак не портит впечатления от этой трогательной комедийной драмы о шведской версии Настоящего человека. "Кубо. Легенда о самурае" Номинации: "Лучший анимационный фильм", "Лучшие спецэффекты". Победы: нет. Кукольный мультфильм "Кубо" настолько впечатляет своей виртуозной детализацией и потребовал таких титанических трудов от своих создателей, что получил не только мультипликационную номинацию, но и шанс получить приз за спецэффекты. Отметим, что это - четвертая работа студии Laika, и, как и три предыдущие она оказалась в числе номинантов, но ничего не выиграла. Ни там, ни там не выгорело - в первой позолоченного человечка зарезервировали для "Зверополиса", а во второй конкуренция была просто зверской. Тем не менее этот мрачный мультик, демонстрирующий отменный вкус и чувство юмора авторов, точно придется по вкусу многим взрослым.

Кого из номинантов "Оскара-2017" действительно стоит посмотреть
© Российская Газета