Войти в почту

В концертном зале Event-Hall сити-парка «Град» группа ДДТ представила свою «Историю звука». Вынесенная в заглавие программы слово «история» трактуется здесь в самом широком понимании. Это – ретроспектива ДДТ. Но представленный в туре сет-лист не просто набор из серии «the best of best» – в Воронеже не прозвучали несколько знаковых и казалось бы обязательных на любом концерте хитов. Это – взгляд на историю страны через творчество группы. Концерт был условно разбит на три части, посвященные восьмидесятым, девяностым и нулевым годам. При этом Шевчук достаточно вольно обращается с песенным материалом. Если, например, попурри из ранних песен сыграно именно в части, посвященной восьмидесятым, то предваряющий ее «Рожденный в СССР» был написан в 1997 году. Или в блоке «девяностые» оказалась песня «За тобой пришли» 2011 года. В истории о нулевых песен из собственно нулевых не так-то и много. Все потому, что для Юрия Шевчука важна не хронологическая последовательность композиций, а то, насколько остро и точно они отражают ту или иную эпоху. Речь именно об отражении: многие песни ДДТ, написанные хоть 30 лет назад, хоть вчера, остаются и останутся актуальными в любые времена, но созвучны именно какому-то одному периоду. Это – собственно история звука. Группа постоянно экспериментирует с саундом, в ее активе песни в самых разных стилистиках. И если попурри из восьмидесятых были сыграны как старый добрый рок-н-ролл, то давно не знакомившихся с творчеством коллектива могли удивить решения в духе ню-метала и рэп-кора с текстом-речевками или протяжная баллада, наложенная на танцевальный бит. Музыкантам удалось не только представить все разнообразие творческих поисков ДДТ, но также и через музыку выразить свое отношение к истории. Восьмидесятые – разудалый рок-н-ролл и предчувствие гражданской войны. Девяностые – горечь по несбывшимся надеждам, политическая сатира и тихая радость. Нулевые – легкая ностальгия и светлый взгляд в будущее. Наконец, в целом это – мощное высказывание о том, что происходит и происходило в России. Тексты Шевчука всегда отличались удивительным балансом: с одной стороны, им присуща актуальность и некоторая политичность, с другой в них нет тяжеловесности, которая отличает многие композиции других авторов, так что песни ДДТ вполне себе «идут» под гитару у костра или на лавочке во дворе. Эту лирику в «Истории звука» снабдили видео – где-то это нечто абстрактное, где-то документальные кадры. Иногда в стык к современным кадрам идет хроника прошлого, еще более прямолинейно показывая актуальность песен: в «Мальчиках-мажорах» советские люди смотрят на катающиеся по столице XXI века гелендвагены. Иногда достаточно просто лиц солдат под «Пацанов», чтобы в груди защемило: и по большому счету неважно, в какой горячей точке мира эти кадры сняты. Кроме того, Юрий Шевчук на замыкал шоу на себе: он давал спеть фольклорную песню бэк-вокалистке Алене Романовой, оставлял на сцене одного Романа Невелева, чтобы тот сыграл соло на басу. И не забывал про публику – постоянно к ней обращался, а в финале даже заметил, что получился не столько концерт, «а так, хорошо поговорили». И, судя по реакции двух тысяч слушателей, те не прочь повторить беседу. Игорь Сергеев