Across the Beatleverse: международный фестиваль Beatles в Москве
В московском клубе «Театр» состоялся Международный фестиваль музыки The Beatles». Смотр кавер-групп, которые специализируются на творчестве ливерпульской четверки, прошел уже в 12-й раз. В этот раз все было довольно серьезно: две сцены, семь часов музыки и 12 участников от Испании до Казахстана. Подробнее – в репортаже «МИР 24». Программу фестиваля определили три события, которые приходятся на этот год – 60-я годовщина знакомства Джона Леннона и Пола Маккартни, полувековой юбилей со дня выхода самого главного альбома The Beatles – «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и 75-й день рождения сэра Пола. Таланты и поклонники После получасового ожидания на главную сцену вышел мужчина с акустикой, отдаленно напоминающий коротко стриженного Роджера Уотерса. Запел он, впрочем, голосом Пола Маккартни. Юрий Лямкин из группы Liamkin’s открыл фестиваль песней Blackbird, а затем продолжил трип по творчеству басиста The Beatles. Его выбор был весьма удачен – из всех музыкантов, изображавших сэра Пола, его голос оказался наиболее близок к оригиналу. Битловский сет завершился на And I love her, после чего музыкант, к некоторому неудовольствию публики, решил презентовать свой материал. Ольга Егорова, открывшая выступления на малой сцене, призналась, что не сильна в творчестве Маккартни и скорее является специалистом по творчеству Джорджа Харрисона. По уровню владения электромандолиной, она, пожалуй, могла бы заткнуть за пояс обоих битлов. Девушка все же исполнила одну вещь сэра Пола – Let it be, под конец затянув ее вместе с залом. Простые аккорды лирической баллады Маккартни сменились по-настоящему виртуозно исполненной сонатой Space trip, более близкой к прогрессив-року, чем к авангардному психоделу, которым увлекались битлы в последние годы жизни группы. Эстафету перехватил ансамбль Apple Jack. Кантри-секстет со скрипкой и электромандолиной переосмыслил наследие битлов (I saw her standing there, Dance tonight, Get back) в духе американской фолк-музыки. Назад в прошлое Группу Лямкина на большой сцене сменили гости из Казахстана – трио The Fridays. Коллектив из Алматы представил танцевальную программу из раннего творчества The Beatles, не забыв про их великих современников, в частности, недавно покинувшего этот мир Чака Берри. Путешествие назад в прошлое продолжилось – музыканты исполнили не только Suzie Q и Johnny B. Good, но и песню Earth Angel, тем самым отдав дань уважения и американским предшественникам «битлов», и замечательному фильму «Назад в будущее». Следующий исполнитель перенес фанатов The Beatles сразу на 10 лет вперед. На сцене наконец-то появилась четверка музыкантов – группы Beatlove. Официально признанная в Ливерпуле (и пожалуй, наиболее известная в России) группа, исполняющая каверы песен квартета из Ливерпуля, фактически воссоздала альбом «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» вживую. Воссоздала до мельчайших деталей – в наличии были и усы, и кислотные костюмы, и даже левша-басист. Общаться с залом московские музыканты решили исключительно по английски (пусть и с американским акцентом), также для создания соответствующего антуража. Зрителей поприветствовал чопорный «Джордж», изрекший сакраментальное Hare Krishna, everybody, после чего музыканты начали методично исполнять материал «Пеппера». Пару номеров все же пришлось заменить по одной простой причине – вопреки названию альбома, оркестра с ними не было, а ситарист застрял в Челябинске («No sitar, no Chelyabinsk», - прокомментировал ситуацию «Джордж»). Если без скрипок и духовых артисты смогли обойтись, то без пятого «битла» уже нет – пожилой мужчина в образе сэра Джорджа Мартина лихо отплясывал с бубном во время исполнения Little help. Под конец «Пол» спросил у зала, кто из них на самом деле является Сержантом Пеппером. Не дождавшись ответа от фанатов, он заявил, что каждый из них вправе носить это звание. «Stop smoking that much», - отрезал на это невозмутимый «Джордж». Напоследок Beatlove вновь отступили от канона и на радость всего зала спели All you need is love. Дискотека сэра Пола Коллектив Father McKenzie из Ростова-на-Дону продолжил главную тему вечера – юбилей Маккартни. Музыканты при поддержке, пожалуй, самого именитого участника фестиваля, Владимира Корниенко (Корней, экс-гитарист Земфиры и «Ундервуда») прошлись по всему творчеству экс-битла до начала 2000-х годов. Корней сотоварищи избрали простой, но проверенный способ построение сета: мажорные композиции типа Band on the run, Jet или Monkberry Moon Delight перемежались c лиричными песнями вроде May be, I’m amazed или Beautiful Nights. Постбитловского сэра Пола показывали одновременно и на большой, и на малой сцене. Там подвизался коллектив с характерным названием Wins, также специализирующийся на позднем Маккартни. Довольно каноничное исполнение битловских песен прервал коллектив из Испании. Галисийский девичий секстет The Funkles в буквальном смысле вдохнул душу в наследие ливерпульской четверки, исполнив ранние танцевальные хиты в стиле соул и фанк. Аутентичность песен The Beatles от этого не пострадала – Little help, как и в оригинале, спел барабанщик-мужчина, а для маккартниевской Coming up ничего не пришлось менять – сэр Пол активно использовал фанк и соул в своем творчестве после распада группы. Леннон и Христос Почести Маккартни воздавали практически все участники фестиваля. Впрочем, другие участники The Beatles также не были забыты. Группа «Оптимальный вариант», завершившая вечер, посвятила свое выступление Джону Леннон. Отыграв Norwegian wood, лидер коллектива Олег Чилап представил русскую версию Come together, главным героем которой, вместо длинноволосых хиппи, стал их идейный предшественник – Иисус Христос. Исполнив еще пару хитов, Чилап предложил новое толкование песни Johnny B. Good Чака Берри – по его мнению, она также была посвящена Леннону, покинувшему этот мир раньше основателя рок-н-ролла. «Я думаю, у них сейчас отличный сейшн на небесах», - заключил он и засим откланялся. В малом зале еще продолжала играть группа Green Floyd, но люди уже начали расходиться – XII фестиваль The Beatles был закончен. Фото и текст: Василий Долгополов