Войти в почту

Досье Румынская "новая волна" -- это не киношкола с манифестами и правилами, а просто название, придуманное критиками для поколения румынских режиссеров, которым удалось обновить национальную кинематографию и внести в мировое кино свой "особый взгляд" Впервые о "новой волне" заговорили в 2005-м, когда фильм "Смерть господина Лазареску" Кристи Пую завоевал на Каннском фестивале приз в категории Certain regard ("Особый взгляд"). В основу ленты положена реальная история о том, как заболевшего пенсионера возили на скорой помощи по больницам, пока он не умер. Для жюри стало сюрпризом, что в забытой Румынии кто-то еще делает фильмы, да к тому же и всерьез. Всего картина собрала на различных кинофестивалях около 50 премий. Окончательно выражение "новая волна румынского кино" вошло в обиход после того, как в 2007 году Кристиан Мунджиу тоже в Канне получил "Золотую пальмовую ветвь" за ленту "4 месяца, 3 недели и 2 дня" (сегодня в Румынии ее называют просто "4.3.2"). В фильме рассказывается о молодой румынке, решившейся сделать нелегальный аборт в "эпоху Чаушеску", когда искусственные прерывания беременности в стране были запрещены. Многие телеканалы показали тогда, как на набережной Круазетт легендарная Джейн Фонда расцеловала под объективами камер ошеломленного лауреата из Румынии. Последним успехом "новой волны" стал "Серебряный медведь" (лучший монтаж) Калина Петера Нетцера на недавнем Берлинском фестивале за фильм "Ана, любовь моя". Кстати, в 2013-м за фильм "Положение ребенка" он получил там же "Золотого медведя". "Новая волна" -- это, по сути, арт-хаус или авторское кино. В Румынии эти фильмы с очень небольшим бюджетом не собирают больше 30 тысяч зрителей, да еще и навлекают на себя упреки в "очернении имиджа страны" (знакомо, не правда ли?). Материалом для этих режиссеров служат последние годы режима Чаушеску и все чаще -- сегодняшняя Румыния. С точки зрения стилистики их отличает нарочито лаконичная, почти минималистская манера. Они работают ручной камерой, не используют специальных эффектов -- похоже на документальное кино. Объектив медленно, шаг за шагом, без какого-либо пафоса фиксирует повседневное существование маленького человека. Поначалу длинноты, многочисленные детали, не очень понятные разговоры слегка раздражают, но постепенно откуда-то возникает острое ощущение правды, а за чудной румынской жизнью угадываются "вечные вопросы".