Алексей Петренко: мистика и судьба
Два дня рождения В паспорте актера стояла другая дата: 1 апреля 1938 года. И все потому что отец добрался с хутора под Чемерами до сельсовета лишь через несколько дней после рождения сына. В те времена с регистрацией младенцев не спешили. Но, возможно, отец просто не хотел лишний раз мозолить глаза властям. И на то были причины: в начале 1930-х, когда на Полтавщине был страшный голод, семья Петренко потеряла старшего сына, родителей, а самого Василия Алексеевича за срыв планов по хлебосдаче осудили. И кто знает, появился бы Алеша на свет, если бы его отцу не удалось, минуя сталинские застенки, перебраться на Черниговщину, на хутор под Чемерами. От кузнеца до царя После школы высокий, статный Алексей не сразу поступил в театральный, о котором мечтал. Желая как можно скорее встать на ноги, он устроился на работу кузнецом в Чернигове (сюда перебралась со временем вся семья). Этому ремеслу он отдал почти два года. Возможно, эти трудовые навыки пригодились актеру в создании своего первого венценосного киногероя — Петра Великого. Император, как известно, был на все руки мастер, любил во всяком деле — будь то кузнечное или столярное — доходить до совершенства. На съемочной площадке фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам романа А. С. Пушкина у режиссера Александры Митты состоялась встреча начинающего артиста Петренко и уже народного любимца Владимира Высоцкого. Новая книга о Владимире Высоцком проливает свет на многие тайны Казалось бы, мы уже знаем о жизни Высоцкого все. Но в его биографии еще столько белых пятен! Новая книга о поэте, вышедшая в январе, — это воспоминания близких. «Я тогда только начинал как актер, после съемок шел в гостиницу (дело происходило в Риге), никому не нужный, зубря текст и обдумывая какие-то сцены. А Владимира Семеновича каждый раз со съемок забирала машина. Его везли выступать перед высшими чинами МВД, КГБ. Он всю ночь пел для них, а с утра — опять на съемку. Часто я наблюдал, как он забивался в уголок и что-то писал в блокнотике — поэтический дар не отпускал его нигде». И если бы не цензоры… Они «поработали» над картиной так, что к выходу на экраны в 1976 году ее замысел изменился, а роль Петра стала чуть ли не главной, отодвинув арапа-Высоцкого на второй план. Царь у Петренко и вправду вышел харизматичный, настоящий вершитель судеб. Мессинг и Сталин По-настоящему звездной для артиста стала роль старца Распутина в фильме «Агония» Элема Климова. Петренко не раз в интервью называл режиссера ракетой, а съемки в этой картине своим «Байконуром». А ведь старта этого могло и не быть, если бы… Если бы Алиса Фрейндлих, сыгравшая в картине фрейлину Вырубову, не сосватала режиссеру своего коллегу по ленинградскому БДТ Алексея Петренко. А ведь Элем Климов уже пробовал на эту роль и Леонида Маркова, и Михаила Ульянова, и Анатолия Папанова, и Евгения Евстигнеева. Но Климов остановил свой выбор на 33-летнем Алексее Петренко. Впоследствии Михаил Ульянов досадовал: «Такая мощнейшая роль — подарок в судьбе актера! Элем искал актера, внешне похожего на Распутина, с его белыми, страшными глазами… Я не был утвержден. Обидно! Но что ж поделать…». Петренко, конечно, подходил на роль старца идеально. Но кто знает, принял бы режиссер судьбоносное для судьбы актера решение, если бы… не знаменитый мистик и экстрасенс Вольф Мессинг. Прежде чем утвердить Петренко на эту роль, режиссер пригласил на смотрины трех экстрасенсов. Все трое дали свое добро. А Мессинг, несмотря на свое недомогание, больше часа разговаривал с актером. «Он много рассказывал о себе, — вспоминал Петренко впоследствии, — о том, как попал в Россию. Очень много рассказывал о его встречах со Сталиным, с Берией». На совместной фотографии Мессинг написал: «Дорогой Алеша! У вас все будет хорошо, я мысленно с вами, 1973 год». Эта встреча стала для актера настоящим подарком судьбы. Потому что впоследствии эти рассказы знаменитого экстрасенса актер вспоминал, воплощая образ Иосифа Сталина в картинах «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары, «Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощание» Михаила Пташука. Но спустя 36 лет, в 2009-м, благодаря роли Сталина состоялась новая встреча Алексея Петренко с мистиком Мессингом. Режиссеры Усков и Краснопольский пригласили Алексея Васильевича на роль Сталина в сериале «Мессинг» Вот такой невероятный подарок судьбы. Но вернемся к «Агонии». Съемки шли очень напряженно. Актер, вживаясь в эту непростую роль, оказался в больнице — микроинсульт. Ради съемок сцены убийства Распутина он сбегал из клиники, рискуя здоровьем. Эту картину зрители должны были увидеть в конце 1970-х, если бы не советские цензоры. Благодаря им она застряла на полках на долгие 10 лет, до начала перестройки. «Женитьба» и три жены Многие зрители помнят и любят картину Виталия Мельникова «Женитьба» и Петренко, который сыграл недотепу Подколесина. Тот приехал свататься к молодой купчихе, но так и не решился — сбежал от невесты в окно. В жизни Алексей Васильевич от невест не бегал. Все три его брака были продолжительными. С первой женой, оперной певицей Аллой, у которой была от первого брака дочь Полина, Петренко прожил 19 лет. И, наверно, жил бы долго, если бы… не переезд в 1977 году в Москву (актера пригласили на сцену Театра на Малой Бронной). Семья распалась. В столице актер встретил своего ангела-хранителя, журналистку Галину Кожухову. Служебная встреча (журналистка пришла к актеру брать интервью) положила начало новому союзу. Он продлился до момента смерти Галины в 2009-м. Кстати, именно жена часто выступала внутренним цензором и советовала мужу не разбрасываться на проходные роли. И если кто начинал ее Алексею Васильевичу петь дифирамбы, строго пресекала: «Не портите мне мужика!». С третьей женой, Азимой, 72-летний Петренко познакомился на кинофестивале в Белых Столбах. Журналистка представляла Киргизский государственный фильмофонд. Их отношения вызвали много пересудов. Однако именно она была рядом с Алексеем Васильевичем до конца его земного пути. Слово и мечта «Если ты веришь в Господа, то, что бы с тобой ни случилось, будет во благо», — этими словами Алексей Васильевич руководствовался всю свою жизнь. Слово он ценил. Для него СЛОВО не простой звук. Именно поэтому Петренко приглашали читать закадровый текст в документальные картины. А еще Алексей Васильевич обожал русские сказки. Читал их с большим чувством. Поначалу просто так, для себя. Всем любопытствующим объяснял: мол, «состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать». Благо, Алексей Петренко успел озвучить и записать на российском телевидении цикл русских народных сказок. Актер мечтал еще записать сказки народов России. Если бы не смерть… Мечта сбылась бы… Топ-5 фильмов Александра Петренко 1 of 5 «Агония». Фото: кадр из фильма. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Фото: кадр из фильма. «Двадцать дней без войны». Фото: кадр из фильма. «Жестокий романс». Фото: кадр из фильма. «Сибирский цирюльник». Фото: кадр из фильма. Фото: Russian Look, Gennadii Usoev/Russian Look, Ekaterina Tsvetkova/Russian Look, РИА Новости